Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Харьковский договор о «приличном поведении»

Харьковский договор о «приличном поведении»

Харьковское соглашение называют сделкой «газ в обмен на флот». Но эксперты склонны видеть более глубокие и скрытые мотивы. По сути, Россия оплачивает «рэкетирские» аппетиты Украины, считает собеседник Infox.ru, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

 
27 апреля Госдума и Верховная рада ратифицировали договор, согласно которому Украина получает 30−процентную скидку на газ, а российский Черноморский флот остается в Севастополе еще на 25 лет. Сделка обошлась России в $40 млрд. По официальной версии, это цена за «стратегические интересы на Черном море» и за «братские отношения».

Что касается «стратегических интересов», аналитики давно высказывают сомнения в необходимости содержать базу в Севастополе. Выходы за пределы Черного моря ограничены, а как локальный флот он в современных условиях мало актуален. Похоже, перспективы ограничиваются 2042 годом — посол России на Украине Михаил Зурабов ясно дал понять, что после истечения срока действия Харьковского договора Россия вряд ли останется в Севастополе.

«Братские отношения», по мнению экспертов, вообще не более чем фигура речи.

$40 млрд за «приличное поведение»

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что $40 млрд Россия платит не за родственные чувства и даже не за флот. Такую сумму она вынуждена отдать за «приличное поведение» соседа.

«Украина пользуется положением монополиста по доставке газа в Европу и чуть что начинает воровать газ из трубы. О чем без стеснения заявляет: денег у нас нет, так что, если не снизите цены, не обессудьте, возьмем так» — так видит позицию Украины Симонов.

Эксперты не берутся судить, так ли уж жизненно необходима украинской промышленности скидка на газ. «Все олигархи ноют, что им живется плохо. А кто их проверит? Аудит-то практически никто не проводит. Данных нет. Сейчас мы скинули цены на газ. Понятно, что это приведет к одному — росту прибыли некоторых предприятий на востоке страны, в клубе «Шахтер» появятся еще три-четыре бразильских игрока. Но что делать? Надо потерпеть семь-восемь лет, потратиться на дорогие «Северный» и «Южный» «потоки», после чего мы эту тему закроем», — поясняет политолог.

Отремонтировать украинскую газотранспортную систему и даже увеличить ее пропускную способность в разы дешевле, чем строить обходные пути. Но сотрудничать с таким непредсказуемым партнером, как Украина, слишком рискованно, считает собеседник Infox.ru. «Это как с соседом-дебоширом. Он требует с вас на водку и закуску. Вроде с какой стати? Но если не дадите — будет орать, долбить вам в стену и еще дверь чем-нибудь вымажет», — поясняет Симонов.

Верить Януковичу нельзя

Для России заплатить — единственный способ нейтрализовать «дурные наклонности» Украины. Рассчитывать на цивилизованные договоренности с Украиной не приходится. «Что «оранжевая» Украина, что «голубая» Украина — это все равно Украина, странное и непредсказуемое государство. Нет никаких гарантий, что с ней будет завтра. Слово Януковича, оно немногого стоит. Давайте отмотаем назад. 2002 год. Осенью мы подписали документы о создании газотранспортного консорциума. Сколько было шуму: вот, серьезный прорыв. И что дальше? В начале 2003 года украинское правительство заявляет, что создание газотранспортного консорциума, на его взгляд, предполагает передачу Украине право на реэкспорт российского газа. То есть они могут взять газ, перепродать в Европу, оставив всю прибыль себе. Это не просто идиотизм, но идиотизм, который противоречит европейскому законодательству: транзитер обязан предоставить собственнику газа место в трубе по фиксированному тарифу. Господин Янукович в то время был весьма влиятельной персоной в правительстве. Думаю, Путин таких вещей не забывает. Он прекрасно понимает, что значит слово, данное Януковичем», — приводит пример политики по-украински Симонов.

Европа в стороне

Ждать, что Европа, как заинтересованная сторона, проявит какую-то активность, тоже не приходится. Она ясно заявила, что ее не волнует, каким образом топливо дойдет до потребителя, и предоставила России самой разбираться с транзитером.

В истории с газом Европа разочаровала не только и не столько Россию, сколько Украину. Там были уверены, что «они всем интересны». Оказалось, нет. «23 марта 2009 года подписали декларацию. Украина обрадовалась: Европа готова финансировать. А она ни евроцента не дала. Европа говорит: год прошел, а вы ничего не делаете — либерализации внутреннего рынка газа нет, повышения цен нет, вы нарушаете декларацию, так почему мы должны финансировать ремонт вашей газотранспортной системы? Извините, выполните, потом заходите к нам за деньгами. Помните, сколько было шума, когда Янукович поехал в Брюссель? Говорили: стратегически важный выбор сделал, поехал не в Москву, а в Брюссель. Там ему точно Баррозу даст мешочек с золотом. Приехал, а Баррозу говорит: денег не дам. — Как же так, я же к тебе, а не в Москву?! — Ну и что, что приехал? У меня своих проблем хватает, а ты своих соглашений не выполняешь», — комментирует Симонов.

С надеждами на щедрые зарубежные инвестиции в промышленность Украине, похоже, тоже приходится расставаться. В условиях тотальной коррупции и непрозрачности бизнеса европейцев, желающих вкладываться в экономику Украины, не нашлось. «Мы еще можем воссоздать старые производственные цепочки и за счет этого получить какие-то выгоды. Другим там работать неинтересно — слишком сложно с украинцами иметь дело», — считает Симонов. Он добавляет: «Кроме того, для наших предпринимателей это знакомая бизнес-среда. На Украине те же проблемы: административные барьеры, вымогательство, только в куда больших масштабах. Наши умеют в таких условиях вести дела. Это не европейцы, они все знают про откаты и взятки».

За чей счет банкет?

Параллельно с вопросом стоимости газа для Украины всплыла тема внутрироссийских цен на топливо. Ряд исследователей связывают обещанное повышение внутренних тарифов с условиями Харьковского договора. Смысл этих комментариев сводится к тому, что за дисконт Украине заплатит российский потребитель. Впрочем, дохарьковские опросы показывают, что большинство россиян готовы всячески помогать «братьям». Так что морально они должны были бы принять вариант «за себя и за того парня». Но как только дошло до дела, позиция многих изменилась. В России дорожает, на Украине дешевеет — выводы напрашиваются сами собой.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов не склонен связывать эти два обстоятельства: «Газпром» давно обсуждает проблему ценообразования на внутреннем рынке. Совет директоров в очередной раз предложил перейти на принцип равнодоходности поставок. Идея в том, чтобы формировать цены на внутреннем рынке по принципу нет-бэк: стоимость газа в Европе минус затраты (30% экспортной пошлины и цена доставки). Эта внесенная в правительство идея «Газпрома» совпала по времени с Харьковским договором. Я считаю, что это абсолютно разные вопросы. Просто эта тема настолько болезненна, что обсуждается постоянно. Так или иначе, практически каждую неделю. Если бы украинское соглашение подписали через месяц, то и тогда можно было бы проследить совпадение».

Авторы: Наталья Вельк, Игорь Мостовой, Никита Токарев

Источник: Infox.ru, 04.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики