Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Много зла от злотых. Штраф за "Северный поток–2" вернется Польше "бумерангом проблем"

Много зла от злотых. Штраф за "Северный поток–2" вернется Польше "бумерангом проблем"

Польша вновь оштрафовала "Газпром". Теперь из-за "Северного потока–2". Тем не менее, уверены российские эксперты, шансов доказать свою правоту у Варшавы не так много.

В понедельник стало известно, что польский антимонопольный регулятор UOKiK наложил штраф на российский "Газпром" за отказ сотрудничать по делу о "Северном потоке–2". Его размер составляет 213 млн злотых (около 50 млн евро).

Напомним, что UOKiK вел расследование по вопросу создания консорциума, финансирующего строительство газопровода из РФ.

В комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков объяснил, насколько правомерны требования Польши, и почему у "Газпрома" есть основания оспорить штраф.

"Возможно объединение оспаривания в суде подобного штрафа "Газпрома" с французской компанией Engie. Российскую компанию оштрафовали второй, первой оштрафовали как раз Engie, которая, по мнению польского регулятора, нарушила запрет. Когда создавался консорциум Nord Stream 2 AG, "Газпром" по 10% акций хотел продать европейским компаниям. Для этого нужно было разрешение польских антимонопольщиков и некоторых других европейских стран. Все дали разрешение, а поляки запретили", – напомнил Юшков.

Европейские компании послушались решения польского регулятора и не создали консорциум. Однако польская сторона все равно решила компании осудить и выписала штраф французской Engie за то, что та якобы нарушила предписание.

Фактически Варшава решила, что выдать кредит и купить 10% акций – это одно и то же, заметил эксперт. И когда Engie подала в суд, посчитав такие действия необоснованными, Польша начала искать, чем бы подкрепить свою "правоту".

"В рамках польских доказательств, которые найти сложно, они начали у "Газпрома" требовать всевозможные документы. "Газпром" Польше объяснил, что она не имеет права этого делать, это не в ее компетенции – требовать какие-то документы для судебных процессов. На тот момент, когда поляки оштрафовали Engie, у них уже должны были быть доказательства. А так получается, что они выписали штраф голословно. Поэтому я думаю, что вполне возможно объединение Engie и "Газпрома" в борьбе против польской антимонопольной службы", – заключил Юшков.

Польша сходит с ума от денег

"Это максимальная санкция, предусмотренная законодательством за непредоставление информации по требованию председателя UOKiK, что эквивалентно 50 млн евро", – приводятся в сообщении антимонопольной службы слова ее председателя Томаша Хрустны. 

Регулятор напомнил, что расследование велось сразу против нескольких европейских компаний. Но под ударом оказался именно "Газпром". 

Источник: Baltnews.ee, 03.08.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики