Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Выбивали у ЕС деньги под шумок». Как Польша заработала на борьбе с «Северным потоком — 2»

«Выбивали у ЕС деньги под шумок». Как Польша заработала на борьбе с «Северным потоком — 2»

В понедельник, 18 октября, первую нитку газопровода «Северный поток — 2» заполнили так называемым техническим газом. 177 миллионов кубометров российского топлива обеспечат нужное давление в трубах для начала транспортировки в Европу. Казалось бы, пути назад уже нет — ранее руководство Германии договорилось с администрацией президента США Джо Байдена, что проект не будут «душить» санкциями.

Однако у «СП-2» сохранился еще один принципиальный противник — пусть и менее могущественный, чем Соединенные Штаты. Тем не менее план по остановке российско-европейского проекта у него есть.

Последний бой против «СП-2»

За три дня до начала работы газопровода польский истеблишмент разразился проникновенными обращениями в адрес других стран Евросоюза на фоне энергетического кризиса в Европе. Заявление премьер-министра Польши Матуеша Моравецкого намекало, что Берлину и прочим выгодоприобретателям «СП-2» нужно было раньше слушать Варшаву, некогда протестующую против проекта в унисон с Вашингтоном. И энергодефицита в таком случае якобы можно было избежать.

 

«Газопровод "Северный поток — 2" уже сейчас является элементом шантажа России, шантажа "Газпрома". Мы являемся жертвой "СП-2". Мы были правы, сражаясь с ним», — цитирует Моравецкого польское издание Energetyka24.

 

Повышение цен на газ в Европе связано с «СП-2», уверен Моравецкий. Поэтому, утверждает премьер, Польша и боролась с проектом при поддержке США ровно до тех пор «пока президент Джо Байден не повернул рычаг на 180 градусов».

В то же время министр климата и окружающей среды Польши Михал Куртыка рассказал, что страна намерена вынести вопрос «энергетического шантажа Европы» на заседание Европейского совета и инициировать проверку «Газпрома» на предмет монополизма. По мнению польского руководства, российская компания ограничивает поставки газа и не размещает дополнительные объемы на существующих газопроводах, чтобы «вынудить Европу» согласиться на «Северный поток — 2».

 

«Наши предложения, очень далеко идущие – о необходимости проверки, нет ли со стороны "Газпрома" ситуации, в которой он злоупотребляет монополистической позицией. Это будет наш призыв к Европейской комиссии. Это будет наш призыв к остальным странам Европы», — цитирует Куртыку РИА Новости.

 

Однако веских оснований обвинять «Газпром» в монополизме у Варшавы нет, уверен эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Риторика польских властей — продолжение деятельности по подрыву российско-европейского энергетического сотрудничества, за счет которого «поляки, как они считают, помогают своим заокеанским партнерам». И не бесплатно.

 

«До сих пор под шумок о преодолении собственной энергетической зависимости от "страшной России" Польша занималась выбиванием средств из фондов ЕС на развитие альтернативной инфраструктуры снабжения», — отметил Гривач.

 

«Альтернативную инфраструктуру» на союзные деньги и правда построили. Но ее масштабы и целесообразность оставляли желать лучшего.

Ничего личного, просто бизнес

У Польши и правда были грандиозные планы спасти от «газовой зависимости» не только себя, но и всю Европу. По крайней мере, так заявлялось. Летом прошлого года в качестве альтернативы «СП-2» Варшава предлагала услуги своего газопровода Baltic Pipe, транспортирующего топливо из Норвегии через Данию в Польшу. Изначально проект создавался для «снижения зависимости от России», когда у польской национальной компании PGNiG закончится контракт с «Газпромом» на поставки энергоресурса.

Помимо того, что Baltic Pipe будет закончен только в 2022-2023 годах (куда позже, чем «СП-2»), он уступает российскому аналогу в объемах более чем в пять раз. Неизвестно, на что в таком случае рассчитывали польские политики и «газовики». Ведь роль поставщика не из легких: так, Россия столкнулась с абсурдными обвинениями и требованиями увеличить поставки газа в ЕС, которые и без того увеличены — в частности, из-за ухода американского сланцевого газа с европейских рынков на азиатские.

Увы, политическая конъюнктура зачастую не совпадает с реальным положением дел. А потому в европейском энергетическом кризисе оказывается «виноватой» Россия и «Северный поток — 2», но не объективные факторы: уменьшение Соединенными Штатами экспорта СПГ в Европу, колоссальное увеличение потребляемого газа в Азии.

В конце-концов, переоцененная «зеленая» энергетика, обеспечивающая около трети текущих энергетических потребностей Евросоюза, но предательски завязанная на самых непредсказуемых природных явлениях — сильные снегопады парализуют работу солнечных электростанций, а при штиле выработка энергии «ветряками» полностью прекратится.

А «Северный поток — 2», конечно, надежнее.

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: Политика Сегодня, 18.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики