Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игра на газовой трубе

Игра на газовой трубе

Экспорт туркменского «голубого топлива» все менее «завязан» на Россию 

События, происходящие в последнее время в газовой отрасли Туркменистана, свидетельствуют об обострении борьбы за экспортные потоки этой страны. Ашхабад начал строительство трубы «Восток-Запад» от месторождений Довлетабад и Южный Иолотань до Каспийского моря и активизирует освоение своего шельфа Каспия, которое обойдется без участия российских компаний. При этом страна привлекает у Китая новый кредит на освоение Южного Иолотаня, наращивает мощность трубы в Поднебесную и одновременно ускоряет подготовку проекта строительства газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия... 

Перечисленные факторы позволяют сделать как минимум два вывода. Первый — Ашхабад с его значительными газовыми ресурсами и перспективами существенного роста добычи ведет многовекторную геополитическую игру, стремясь выторговать наиболее выгодные условия будущих поставок. Второй — дополнительные потоки туркменского газа почти наверняка пойдут в обход России. 

Газовый экспорт Туркменистана, крупнейшего производителя этого сырья в Центральной Азии, до недавнего времени был в основном ориентирован на Россию. Из 60-70 млрд м3, добывавшихся в стране в последние годы, около 40 млрд м3 закупала компания RosUkrEnergo для реэкспорта на Украину.

Ситуация начала меняться в 2007 году, когда новый туркменский президент Гурбангулы Бердымуха-медов заявил о приверженности его страны диверсификации экспорта энергоносителей. В Ашхабад зачастили представители Запада, которые лоббировали интересы Транскаспийского   проекта,   призванного стать частью газопровода Nabucco. В мае 2008 года Туркменистан и ЕС подписали меморандум о взаимопонимании в области энергетики. В декабре 2009 был введен в строй газопровод Туркменистан-Китай, проектную мощность которого решено увеличить с первоначальных 30 млрд до 40 млрд м3 в год. А после прошлогоднего российско-туркменского спора о цене и объемах закупаемого газа стало окончательно ясно, что центр тяжести туркменской газовой политики смещается в сторону от Москвы. 

Сами справимся! 

В последний день мая на компрессорной станции месторождения Шатлык в 400 км к югу от Ашхабада было торжественно начато строительство трубы «Восток-Запад». Труба пропускной способностью 30 млрд м3 в год и протяженностью почти 1 тыс. км соединит месторождения востока Туркменистана с компрессорной станцией «Белек» на каспийском побережье. Отметим, что КС «Белек» может стать начальной точкой не только Прикаспийского газопровода (в Россию), но и Транскаспийского (в Азербайджан). 

Первоначально предполагалось, что «Восток-Запад» будет строить «Газпром» — соответствующее соглашение Ашхабад, Астана и Москва подписали в 2008 году. Дальше дело застопорилось. Москва настаивала на том, чтобы труба стала частью Прикаспийского проекта, предполагавшего увеличение поставок в Россию туркменского газа с его последующей подачей на «Южный поток». Ашхабад, верный политике диверсификации, таких гарантий не давал. В результате весной 2009 года Туркменистан объявил международный тендер на строительство газопровода. В конкурсе участвовала российская «Итера», ведущая разведку блока №21 на туркменском шельфе Каспия. Однако тендер так и не был завершен — было объявлено, что трубу стоимостью $2 млрд госконцерн «Туркменгаз» будет строить самостоятельно. 

Главной ресурсной базой газопровода должно стать крупнейшее в стране месторождение Южный Иолотань. Британская Gaffney Cline & Associates по итогам аудита в 2008 году оценила запасы месторождении в 14 трлн м3. В прошлом год)? Туркменистан объявил об увеличении" запасов месторождения до 16 трлн м3 — если верить этой оценке, Южный Иолотань следует считать крупнейшим месторождением в мире. 

По словам Бердымухамедова, проект «Восток-Запад» имеет для Туркменистана как экономическое, так и политическое значение — его реализация позволит увеличить экспортный потенциал и удовлетворить внутренние потребности страны. Туркменское руководство всячески демонстрирует, что новый проект является для него приоритетным. В середине августа президент публично объявил строгий выговор главе «Туркменгаза» Нуры Мухаммедову «за неудовлетворительное исполнение служебных обязанностей» и потребовал ускорить темпы строительства стратегически важного маршрута. Ввод трубы в эксплуатацию намечен на июнь 2015 года. 

Можно с востока на запад... 

Западный маршрут экспорта туркменского газа предполагает прокладку трубы в обход России — по морскому дну до Азербайджана с дальнейшими поставками по действующему газопроводу Баку-Тбилиси-Эрзурум и проектируемому Nabucco. Слабое звено этого маршрута — неурегулированный статус Каспия (см., например, «Каспийское противостояние» в «НиК» № 10, 2009 г.). Появившиеся в СМИ сообщения, согласно которым Евросоюз разработал план прокладки Транскаспийского газопровода без делимитации морского шельфа, российский МИД называет абсурдными и заявляет, что Москва не согласится на такой вариант. Правда, в российский сектор эта труба точно не попадет, поэтому в случае если Ашхабад и Баку договорятся, согласие Москвы может и не потребоваться. 

Поэтому не случайно, что начало строительства газопровода «Восток-Запад» придало импульс вялотекущему проекту Nabucco. В конце августа на заседании руководящего комитета проекта в Анкаре участники Nabucco определили приоритетных поставщиков газа на маршрут — Азербайджан, Туркменистан и Ирак (одновременно отказавшись от строительства подводящей трубы из Ирана). А глава Eni Паоло Скарони на июньской встрече с Бердымухамедовым сообщил о намерении его компании инвестировать в нефтегазовую сферу Туркменистана, в том числе в трубу «Восток-Запад». Итальянская компания также продвигает альтернативный Транскаспию проект доставки в Баку туркменского сжатого газа судами. Впрочем, с технической точки зрения данный проект представляется сомнительным (см. «Танкеры вместо трубы?»). 

Планы включения Туркменистана в «южный газовый коридор» вызывают беспокойство России. Оно и понятно — реализация этой идеи существенно увеличила бы ресурсную базу Nabucco и, соответственно, снизила бы шансы продвигаемого Россией «Южного потока». Тем более что Гурбангулы Бердыму-хамедов всячески стимулирует интерес западных партнеров к газовым ресурсам своей страны. В прошлом году он пообещал поставлять в Nabucco 15-20 млрд м3 газа в год. Недавний выбор американских Chevron, TX Oil, ConocoPhillips (наряду с Mubaclala Development из ОАЭ) для разработки гаельфовых блоков №9 и №20, видимо, также призван продемонстрировать приверженность Туркменистана «западному вектору» экспорта углеводородов. Подтверждением этого курса стало начало поставок туркменской нефти по трубопроводу Баку—Джейхан (см. «Туркменская нефть...»). 

...а можно и с запада на восток 

Интрига заключается в том, что по трубе «Восток-Запад» газ можно подавать не только на Прикаспийский или Транскаспийский маршрут — труба вполне может работать и в реверсном направлении, поставляя газ с туркменского шельфа на восток и далее в «китайский» газопровод. По западным оценкам, газовые ресурсы туркменского шельфа составляют 5,5 трлн м3 (без учета блоков, ранее законтрактованных компаниями из Малайзии и Южной Кореи). Примечательно, что, по имеющимся данным, переговоры о привлечении кредита на строительство трубы «Восток-Запад» Туркменистан ведет как с пулом работающих на шельфе американских компаний, так и с финансовыми структурами Китая. 

Строительство газопровода Туркменистан-Китай стартовало летом 2007 года, а уже в декабре прошлого года 1800-километровая труба была введена в эксплуатацию. Часть поставляемого по ней сырья добывается на условиях СРП на контрактной территории Багтыярлык на правобережье Амударьи. Пока в Китай через территорию Узбекистана и Казахстана подается до 13 млрд м3 в год с действующих промыслов Самандепе и Алтынасыр, в дальнейшем в трубу будет направлен газ новых месторождений Багтыярлыка. В 2008 году Туркменистан предложил Китаю увеличить пропускную способность трубы с 30 млрд до 40 млрд м3 в год, объяснив это оптимистическими результатами аудита своих газовых ресурсов. 

На строительство газопровода Китай в прошлом году предоставил Туркменистану кредит в $4 млрд. В ходе визита в Пекин в мае этого года Бердымухамедов просил новый транш на такую же сумму, но пока договориться не удалось. Можно предположить, что начавшееся вслед за этим строительство трубы «Восток-Запад» было призвано в том числе продемонстрировать несговорчимому Пекину, что у Ашхабада имеются и другие рынки сбыта. 

Одновременно была ускорена подготовка давнего газопроводного проекта Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI). По словам Бердымухамедова, договор о купле-продаже газа в рамках проекта его участники планируют подписать еще до конца года. Угроза ухода части газовых объемов в Индию, к главному в регионе конкуренту Китая за доступ к энергоресурсам, видимо, должна была стать дополнительным козырем в переговорах с Пекином. Примечательно, что спустя несколько дней Бердымухамедов поручил отраслевым руководителям провести с Госбанком развития Китая «плодотворные переговоры» о выделении льготного кредита в $4,1 млрд. Средства предназначены для первого этапа обустройства месторождения Южный Иолотань, в рамках которого планируется добывать 30 млрд м3 в год. 

Президент также подписал постановление о расширении мощности газотранспортной системы Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай. Работы должны начаться в сентябре 2010 года и завершиться в декабре 2012-го. 

Очевидно, что Китай с его «бездонным» рынком и уже имеющейся транспортной инфраструктурой — наиболее привлекательное для Ашхабада направление экспорта, даже с учетом невысокой цены, по которой эта страна закупает туркменский газ (по имеющимся данным, $100-130 за 1 тыс. м3). Нсобходимость прокладки трубы по нестабильным регионам Афганистана и Пакистана делает шансы проекта TAPI весьма сомнительными; как отмечалось выше, туманны и перспективы Транскаспийского газопровода. Намерение направить новый китайский кредит на освоение Южного Иолотаня также свидетельствует о том, что газ этого месторождения — во всяком случае, на первом этапе — пойдет скорее на восток, чем на запад. 

Что касается еще одного импортера — Ирана (после январского ввода в эксплуатацию газопровода Довлетабад-Серахс-Хангеран туркменский газовый экспорт в эту страну должен возрасти до 20 млрд м3 в год), то возможности дальнейшего увеличения поставок в этом направлении выглядят ограниченными. 

Отложенная угроза 

Вышеупомянутые события происходили на фоне охлаждения отношений Туркменистана с Россией, до недавнего времени основным покупателем его газа. С наступлением экономического кризиса и сокращения спроса на «голубое топливо» «Газпрому» стало невыгодно закупать большие объемы туркменского газа по завышенной цене в $374 за 1 тыс. м3. После отказа Ашхабада снизить цену или объемы поставок «Газпром» в одностороннем порядке сократил импорт газа. В апреле 2009 года на туркменском участке газопровода САЦ произошла авария, в результате чего поставки были заморожены. Они возобновились лишь в январе 2010-го, но в гораздо меньших объемах — до 10 млрд м3 в год и по цене $240-250 за 1 тыс. м3. 

Финансовые потери Туркменистана в результате конфликта с Россией, измеряемые миллиардами долларов, очевидно, дополнительно стимулировали туркменские власти к развитию альтернативных направлений экспорта. И, разумеется, негативно сказались на перспективах российских компаний войти в добычные проекты на туркменском шельфе или даже получить сервисные контракты на разработку сухопутных месторождений. Что же касается Прикаспийского газопровода, то этот проект, судя по всему, можно отложить в долгий ящик. 

В заключение напомним, что в начале 2000-х Россия в блестящем стиле перекрыла дорогу туркменскому газу на Запад, построив газопровод «Голубой поток». Арсенал Москвы с тех пор не изменился. Есть «Южный поток», есть, наконец, вторая очередь «Голубого потока». Только вот не факт, что удастся повторить успех десятилетней давности — с тех пор слишком многое изменилось. Возьмем, к примеру, Европу. В условиях обострившейся конкуренции за энергоресурсы ЕС пока проигрывает Китаю борьбе за среднеазиатский газ. Если бы не ядерные амбиции Тегерана, Nabucco начинался бы в районе Довлетабада, проходил по южному иранскому берег)? Каспия, дальше в турецкий город Эрзурум, а дальше трасса всем известна. Если бы не «иранский фактор», строительство Nabucco к сегодняшнему дню уже завершалось бы. Но через Иран нельзя — остается только «Транскаспий». И еще один момент. За минувшие 10 лет развеялись все иллюзии относительно баснословных запасов азербайджанского шельфа, что, по идее, должно подвигнуть Баку к реализации своего транзитного потенциала, а «Транскаспий» сулит гарантированные долгосрочные поступления... Тем более что европейцы говорят, что придумали, как построить трубу между Туркменистаном и Азербайджаном в условиях отсутствия общепризнанной морской границы между странами. 

По совокупности, рискнем предположить, что через 5-7 лет газ Туркменистан получит не зависимый от России выход на европейский рынок. 

Танкеры вместо трубы 

НА ИЮЛЬСКОЙ ВСТРЕЧЕ с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым глава Eni Паоло Скарони представил ему проект поставок через Азербайджан сжатого природного газа (CNG) из Туркменистана. Как сообщается в пресс-релизе Eni, с этой целью компанией планируется применение новых технологий, которые позволяют перевозить в специальных судах природный газ под высоким давлением. После доставки в порт назначения и декомпрессии газ может далее транспортироваться по трубопроводу. На первом этапе речь идет о поставках до 8 млрд м3 в год. Как сообщил глава инвестиционного департамента азербайджанской SOCAR Вагиф Алиев, двусторонние рабочие группы обсудят технические, финансовые и законодательные аспекты проекта. 

Большинство экспертов скептически относятся к идее Eni. По словам гендиректора Фонда национальной энергобезопасности России Константина Симонова, перевозка сжатого газа требует высокотехнологичных танкеров и терминалов, «а это — очень дорогое удовольствие». 

Туркменская нефть уже нашла обход России 

В   СЕРЕДИНЕ   АВГУСТА   ВР сообщила о начале поставок туркменской нефти в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Из Туркменистана в Баку нефть доставляется танкерами. В общем объеме поставок по БТД туркменское сырье составляет около 5%. В  связи  с небольшими объемами поставок и скромным уровнем нефтедобычи в Туркменистане (менее 10 млн твг) приход в БТД туркменской нефти не окажет существенного влияния на нефтеэкспортную карту региона, считает Константин Симонов. Вместе с тем он назвал данный прецедент «обидным щелчком по носу России».

Источник: Нефть и капитал, 2010, № 9, сентябрь. - С.39


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики