Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не заплатил – замерз

Не заплатил – замерз

В преддверии отопительного периода газовые компании вновь обращаются к коммунальным хозяйствам, долг которых исчисляется миллиардами рублей. По закону поставщики газа не имеют права оставить население без отопления, но неплатежи могут привести к тому, что у компаний просто не останется денег для закупок. В этом случае без газа и тепла останутся даже те, кто добросовестно платил.

Приближается начало отопительного сезона, однако коммунальные хозяйства до сих пор не окончательно расплатились с поставщиками газа не только за прошлый, но и за более давние сезоны.

В «Газпром Межрегионгазе» «Газете.Ru» рассказали, что общая задолженность регионов превышает 5,7 млрд рублей. «Лидером» является Московская область, коммунальные хозяйства которой недоплатили 1,151 млрд р. Также в числе крупнейших должников республика Северная Осетия – Алания (1,08 млрд. руб.), Краснодарский край (685 млн руб.), Ставропольский край (596 млн руб.), Кабардино-Балкария (583 млн руб.) и Дагестан (508 млн руб.).

«За отопительный период организации коммунального комплекса (ОКК) увеличивают долги в 4–5 раз, а к окончанию отопительного сезона не могут их погасить, – говорят в «Межрегионгазе». – В ряде случаев наращивание долгов содержит признаки преднамеренного банкротства. В результате долги становятся «безнадежными», а котельные передаются следующему арендатору».

В компании отметили, что для многих неплательщиков действуют ограничения поставок. Но с началом отопительного периода поставщик по закону уже не имеет права вводить ограничения. То есть вне зависимости от того, заплатят или не заплатят должники, компания обязана будет обеспечить поставки газа.

Также о неплательщиках сообщает газовая компания «Итера». Еще по состоянию на май потребители Свердловской области, которую обеспечивает «дочка» «Итеры» «Уралсевергаз», задолжали компании около 4 млрд рублей. С середины мая «Итера» в качестве профилактики неплатежей ввела ограничение поставок для нескольких округов, однако мера не подействовала. Отопительный сезон в Свердловской области начнется 19–20 сентября, однако сейчас «Уралсевергаз» все еще недополучил около 2,79 млрд рублей. И это при том, что для самых крупных должников (городские округа Красноуральск, Ивдельский, Режевской, Горноуральский, Белоярский, Каменский, Камышловский и Бисертский) продолжают действовать ограничения поставок.

«Отопительные системы области должны работать на полную мощность уже к 25 сентября, – сказали «Газете.Ru» в «Уралсевергазе». – Но население тех округов, которые задолжали не только за прошлый сезон, но и за более ранние, должно быть готово к тому, что для них начало отопительного сезона задержится». По словам представителя компании, пока не будет хотя бы твердых гарантий оплаты, «Уралсевергаз» поставки не начнет. «За исключением объектов социальной сферы – больниц, школ, детских садов», – подчеркивают в компании.

Представитель «Уралсевергаза» пояснил, что компании-поставщики не имеют права накладывать ограничения после начала отопительного сезона. «Однако согласно постановлению правительства №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов в течение 5 суток подряд, – говорит собеседник «Газеты.Ru». – Таким образом, мы можем оттягивать начало поставок до тех пор, пока позволяет погода. Для Свердловской области это может означать начало отопления не раньше начала октября». Представитель компании особо отметил, что «Уралсевергаз» пытается добиться полной оплаты не ради получения собственно денег, а чтобы не получилось так, что в разгар отопительного сезона компания не осталась без средств на закупку газа и оплату его транспортировки. «В этом случае газа может не хватить и добросовестным потребителям», – предупреждают в «Уралсевергазе».

«Газпром Межрегионгаз» полагает, что для решения проблемы задолженностей необходимо законодательно закрепить ответственность собственников переданного в аренду муниципального имущества. «И выставить четкие требования к арендаторам муниципального имущества», – подчеркивает компания. – Необходим федеральный нормативный документ, позволяющий четко выстроить отношения поставщика газа и потребителя, будь то управляющая компания на арендованном имуществе или собственник». При этом очень важно непосредственное участие региональных властей.

«При существующей схеме поставок в областях – «производитель газа – областная компания – коммунальные хозяйства», деньги начинают исчезать на уровне коммунальных хозяйств, – рассказал «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией. – Именно там оседают деньги, уплаченные населением, но дальше не доходят. Компании, оказывающие услуги, очень часто внезапно объявляют себя банкротами».

По словам собеседника «Газеты.Ru», в крупных городах расчетные центры автоматически перечисляют полученные деньги на счет поставщика газа. «Такую схему необходимо ввести и для малых городов», – полагает источник.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отмечает, что коммунальная сфера всегда была одной из наиболее коррумпированных. «Никакой борьбы с этим не ведется, – указывает эксперт. – Поэтому излюбленный метод – получить деньги от населения и присвоить их». По словам Симонова, исправить ситуацию может только устранение посредников.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.RU, 17.09.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики