Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена санкций против России. Что в кармане у Обамы — чека от гранаты или… ничего?

Цена санкций против России. Что в кармане у Обамы — чека от гранаты или… ничего?

Когда президент США в четвёртый раз за неделю пригрозил Москве, что она «дорого заплатит», многие стали сомневаться, что он на самом деле держит в кармане — фигу или чеку от гранаты. Будет ли пятое предупреждение? Шестое, седьмое?

После признания Кремлём независимости Крыма стало известно, что США ограничились списком из 7 депутатов Госдумы, сенаторов и отдельных членов правительства РФ, которым отказано в визах, а их активы в США и ЕС предполагается заморозить. В четверг Обама объявил о «расширении». Телеканал CNN приводит слова неназванного высокопоставленного представителя администрации Белого дома: «Мы работаем как сумасшедшие, чтобы всё было готово к тому времени, когда Россия сделает следующий шаг». По информации CNN, в список могут быть внесены представители российского оборонного сектора.

Можно ещё отобрать у России стул в G8 или закрыть её офис при НАТО. Но следует отметить, что РФ не очень-то и заинтересована в этих «клубных картах» — они, скорее, были нужны Западу, чтобы работать с Москвой, держать её за локоть.

Готов ли западный бизнес оплачивать амбиции политиков?

В Белом доме, похоже, несколько наивно представляют себе, как устроена власть в России: американским чиновникам кажется, что, лишившись квартиры в Майами, сенаторы пойдут к Путину качать права. Не исключено также, что после всех угроз, озвученных Обамой, он просто не может ответить ничем более существенным. И в итоге гора рожает мышь. По словам теоретика американской дипломатии Томаса Шеллинга

Правда, в речах Обамы звучали слова «торговая изоляция» и отлучение от «мировых инвестиций». Но без ЕС Соединённым Штатам будет чрезвычайно сложно, например, перекрыть России сбыт газа. Возможно ли отрезать РФ от мирового нефтяного рынка или от мировой банковской сети, как это удалось сделать с Ираном? Даже если на минуточку забыть, что меры против Тегерана санкционировала ООН, и в них участвовало подавляющее большинство стран — даже Китай на время практически отказался от иранской нефти — сравнение Ирана с Россией возможно едва ли.

Многие крупные западные компании завязаны на Россию. И уж, наверное, они подскажут Обаме и канцлеру Германии Меркель, где находится линия, которую не следует переходить. Когда американский президент уверял, что России придётся заплатить большую цену, он забыл сказать, что Западу тоже дёшево не отделаться. Готов ли западный бизнес оплачивать амбиции своих политиков? Стоит ли новая власть в Киеве таких потерь?

«Белому дому придётся убедить Европу отказаться от наших энергоносителей. Для европейцев это будет тяжелейшим испытанием потому, что объём российских поставок несопоставим с тем, что может предложить Иран, — считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. И по нефти, и по газу, который Тегеран вообще никогда не поставлял. Объективно ЕС не может сейчас отказаться от поставок энергоносителей из России. Об «опасном авторитарном соседе» европейцы рассуждают уже давно, но вместо того, чтобы избавиться от зависимости, они лишь увеличивают долю России на своём энергетическом рынке. Как только наступает холодная зима, Европа вынуждена закупать российский газ, проглатывая политические амбиции. И изменить ситуацию в ближайшие 5–7 лет невозможно. То же касается и нефти».

Могут ли Соединённые Штаты заставить свои компании отказаться от сотрудничества с Россией? Теоретически да. Но как быть с 35 лайнерами, за которые «Боинг» рассчитывает получить от «Аэрофлота» 12–15 миллиардов долларов в ближайшие 6 лет? Как быть с месторождениями в Арктике, которые Exxon-Mobil планирует осваивать совместно с российской госкорпорацией «Роснефть»? И с проектом Сахалин-1, в котором «Эксон» принадлежит треть акций? «Я не исключаю, что в США на эти компании будет оказано беспрецедентное давление, продолжает Константин Симонов. Но если с американскими бизнесменами ещё можно договориться, европейцы отвергнут любые конфронтационные сценарии. Они очень плотно сидят в России и не готовы уходить. Здесь не только нефтегазовый бизнес, но и энергетика, транспортное машиностроение, химия, нефтехимия. Предприниматели в шоке от перспективы покинуть перспективный рынок по политическим мотивам. В Иране у них ничего не было, в России же они присутствуют давно».

Что касается обещания США заменить Россию в роли поставщика углеводородов на европейском рынке, то арифметика здесь простая. Соединённые Штаты сами закупают нефти больше, чем добывает Россия, — о каких поставках в Европу можно вести речь? Если же американцы начнут поставлять странам ЕС сланцевый газ, цены на него внутри США резко возрастут. И это похоронит провозглашённую Обамой идею реиндустриализации Америки. К тому же, иронизирует обозреватель The Washington Post Макс Эренфройнд, «газ, видимо, должен попадать в Европу через волшебный телепортатор, с помощью которого можно перемещать через Атлантику миллиарды кубических футов в день… Если даже администрации Обамы удастся магическим образом создать новенькие терминалы из ничего, то экспортная система США не выдержит конкуренции с разветвлённой сетью трубопроводов, построенной ещё при Советском Союзе и позволяющей поставлять газ быстро и по низкой цене».

Неприятным для Запада последствием экономических санкций мог бы стать и отказ России от обязательств перед ВТО. Ведь ещё до вступления в эту организацию российские бизнесмены скептически относились к выгодам, которые она им сулила. Иллюзий никто не испытывал: Москва нужна Западу в ВТО, чтобы получить преимущества на российском рынке. Но были отрасли, которые вроде бы должны были выиграть от вступления во Всемирную торговую организацию, — такие, например, как металлургия и энергетика. Однако со временем представителей этих отраслей постигло разочарование. Теперь санкции будут прекрасным поводом для того, чтобы пересмотреть договорённости. А это, безусловно, ударит по европейским и американским производителям. Тем более что их место с радостью займут компании из Китая, Японии (которая, кстати, ни слова не сказала про санкции) и стран Юго-Восточной Азии.

Геополитические расклады и возможный поворот России на Восток

Ко всему прочему, США должны понимать, что им будет очень непросто отделить экономику от геополитики. Москва, например, уже заявила, что готова отказать американским инспекторам в проверке ядерных арсеналов по договору СНВ-3. «Отказ от инспекций, прописанных в СНВ-3 — это лишь предупредительный выстрел, — заявил «Однако» Леонид Ивашов, который занимал пост начальника Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ с 1996 по 2001 год. — С выходом из самого договора можно не спешить. Но есть в нём одна ущербная для нас позиция: мы обязаны передавать американцам всю метрологию (данные по испытанию ракет). При этом они нам ничего не передают, ведь новых ракет не испытывают. И отказ от этого пункта договора был бы очень чувствительным ударом для США. В крайнем случае, можно объявить и о том, что мы рассматриваем возможность выхода из договора».

Второй предупредительный выстрел — это остановка потока грузов для войск США и НАТО в Афганистане, который идёт через нашу территорию и далее через Узбекистан или Киргизию. Этим же маршрутом США собираются выводить из Центральной Азии свой 35-тысячный контингент в конце этого года. Конечно, закрытие этого маршрута для американцев — не катастрофа. Есть ещё пакистанский транзит, где их с нетерпением ждут талибы. Из 10 грузовиков, проходящих через пакистанские горные перевалы, целыми доезжает меньше половины. Так что Соединённым Штатам придётся заплатить.

Третьим предупредительным выстрелом будет разворот Москвы в сторону Пекина и Тегерана. Как минимум, отказ от антииранских санкций и возвращение к поставкам C-300 в Иран (несколько лет назад Вашингтону стоило неимоверных усилий уговорить Россию заморозить контракты на поставку этих ракетных комплексов). «Китай, по сути, сдержанно, но поддерживает Россию в крымском вопросе, — говорит Леонид Ивашов. — Но у нас есть козыри, которые мы пока не задействовали. Например, мы могли бы начать консультации с китайцами о совместном противодействии американской ПРО или предложить КНР провести совместные учения и пригласить на них иранские корабли. Тогда американцам станет ясно, что своими действиями они подталкивают Россию к поиску новых партнёров и союзников».

Некоторые американские конгрессмены предлагают нанести удар России, развернув к ней поближе ПРО или немедленно приняв в НАТО Грузию. Но Москва к этому давно готовилась. А Соединённые Штаты, по словам директора Института стратегических исследований Леонида Решетникова, и без истории с Крымом со временем предприняли бы такие шаги: «Да, Грузия может быть принята в НАТО, но и сейчас она плотно ассоциирована с НАТО. И этот процесс не прекращается, и связан он отнюдь не с Крымом, а с желанием продемонстрировать России её уязвимость. Ситуация с ПРО тоже возникла не сегодня. И то, что американцы будут развёртывать её в самых невыгодных для России районах, для нас не новость. Об этом хорошо известно в Министерстве обороны. Стратегический план, нацеленный на то, чтобы ослабить или нейтрализовать наш ракетно-ядерный потенциал, был разработан задолго до событий на Украине, и американцы постараются реализовать его в любом случае».

Конечно, эффективность любых американских санкций будет зависеть от позиции Германии — на словах она их поддержит или на деле. А позиция Берлина не может идти в разрез с интересами таких партнёров России по «Северному потоку», как E.ON, Ruhrgas, BASF. Канцлер Меркель обещала, что в случае вхождения Крыма в состав РФ будет подготовлен второй этап санкций. Станет ли это очередным ударом по кремлёвским чиновникам, или Запад повернёт колесо сотрудничества в обратную сторону и отважится на долгосрочную экономическую войну с серьёзными потерями для себя — это большой вопрос.

Источник: Проект Однако, 21.03.2014 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики