Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Защита Лугара"

"Защита Лугара"

Американская администрация бросает очередной "энергетический вызов" России

Ничто не может быть более отвратительным, чем мнимая праведность... (Оскар Уайльд)

Высказываемое в последнее время Вашингтоном недовольство энергетической политикой "в некоторых частях света" в феврале текущего года в ходе одного из заседаний Комитета Сената по иностранным делам неожиданно вылилось в идею создания новой должности - специального посла по энергетическим вопросам. Одной из его главных задач станет противодействие контролю России над поставками нефти и газа из Центральной Азии. Впрочем, уже давно известно, что на Капитолийском холме есть политики, готовые бороться с "господством Москвы в сфере транспортировки энергии" и давать отпор ее попыткам "обобрать" своих соседей. Один из ярчайших представителей таких политиков - сенатор Ричард Лугар, жесткое высказывание которого на саммите НАТО в ноябре 2006 г. по поводу необходимости "тесного увязывания вопросов энергетической безопасности с договором НАТО" было названо по аналогии с известным шахматным термином - "защита Лугара".

Какие последствия может иметь подобная активизация американской дипломатии для России, Центральной Азии и мировой энергетики в целом? За ответом на этот и целый ряд других вопросов мы решили обратиться к видным экспертам, специализирующимся как на проблемах международных отношений, так и на вопросах мировой энергетики.

Энергетические "игры" патриотов

- Многие эксперты характеризуют американо-российское соперничество в Центральной Азии как "нескончаемую геополитическую игру". Какое место в ней, по вашему мнению, занимает "углеводородная фишка"?

Нодари Симония, академик РАН, директор Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН: Одно из самых центральных. Ведь заметное ухудшение отношений началось уже с 2003 г., особенно после срыва сделки по приобретению американскими majors 40% создававшейся компании "ЮКСИ" ("ЮКОС" плюс "Сибнефть").

Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ: В упомянутой "игре" после провозглашения молодыми государствами Средней Азии независимости поначалу успеха добивались США. Неслучайно большая часть иностранных инвестиций в ТЭК региона имеет американское происхождение. Вашингтон пытался выстроить с этими странами такую модель взаимоотношений, которая через инвестиции обеспечила бы ему и политическое доминирование. А Россия слабо пользовалась своими естественными геополитическими и историческими преференциями. Но последние три - четыре года она стала действовать активней, прибегая, по сути, к тем же приемам и методам, что и США.

Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: Углеводороды сегодня занимают ключевое положение в мировой политике. Поэтому во всех конфликтах следует искать так называемую энергетическую составляющую (даже если на первый взгляд она и не видна), которая в Центральной Азии проявляется вне всяких сомнений. Только я не стал бы все сводить к противостоянию России и США. Не забывайте еще и про Китай - ведь для Поднебесной это один из немногих шансов прямого выхода к газовым месторождениям. Поэтому, пожалуй, именно КНР (а не Россия) больше всего беспокоит сегодня Вашингтон.

Юрий Ершов, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Научно-исследовательского института внешнеэкономических связей Государственного университета "Высшая школа экономики": Со своей стороны, назвал бы американо-российско-центральноазиатское соперничество началом своеобразной нефтегазовой войны между США и Россией. Именно нефть, газ, а может быть, и урановое сырье, которыми богат регион, являются вожделенной целью американской внешней политики. Неслучайно еще 60 лет назад New York Herald Tribune писала: "Ни одна страна на свете не имеет столь разработанной во всех аспектах технической доктрины о нефти, какой обладают Соединенные Штаты. Ни одна страна не зависит в такой степени от мощи, которую дает нефть". С тех пор ничего не изменилось, только доктрина стала более отработанной и эгоистически обоснованной, а политика - более изощренной. Поэтому меня нисколько не удивляет, что на сей раз речь идет об американской инициативе в Средней Азии. В связи с этим вспоминаются слова видного деятеля американской внешней политики Збигнева Бжезинского, писавшего в свое время: "Поскольку надежный доступ к энергоресурсам по разумным ценам жизненно важен для трех наиболее динамично развивающихся регионов - Северной Америки, Европы и Восточной Азии, - стратегическое доминирование в этих странах даже в форме соглашения о сотрудничестве было бы решающим вкладом в дело установления гегемонии США в мире".

Но сегодня американская политика вышла за рамки "желания" заключать мирные соглашения и реализовалась в новом "амплуа" - в оккупации Ирака и широко декларируемой подготовке к чему-то подобному в Иране.

Андрей Корнеев, заведующий сектором энергетических исследований Института США и Канады: Центральная Азия являлась традиционным объектом интенсивного геополитического соперничества великих держав, в том числе и России, в ходе всей новой и новейшей истории. Однако если раньше борьба в основном шла за сельскохозяйственную продукцию, азиатские рынки сбыта и транспортные пути, то с начала XX века на первый план вышли месторождения топливного сырья и цветных металлов.

В настоящий момент, с точки зрения руководства США, обеспечение доступа к углеводородным ресурсам Центральной Азии и Каспийского региона имеет решающее значение для компенсации быстрого истощения собственных нефтегазовых запасов, а также надежного снабжения европейских союзников по НАТО и постсоветских государств с проамериканской ориентацией. Такой подход объективно отражает постоянно изменяющиеся геополитические реалии: американские политики настойчиво стремятся не только реализовать прежнюю концепцию применения своего военного могущества для внешнего освоения пространства материковой суши, но и максимально расширить присутствие США во внутренних зонах Евразии, пытаясь необратимо интегрировать их в зону своего стратегического контроля. Одновременно с этим именно в Центральной Азии Вашингтон на протяжении ряда лет практически отрабатывает геоэкономическую модель последовательных "гуманитарных интервенций" во внутренние дела "неустойчивых" стран с целью формирования в них выгодной для американского бизнеса внутриполитической обстановки.

Куда качнется маятник борьбы за влияние?

- В феврале нынешнего года глава американского внешнеполитического ведомства высказался за необходимость иметь специального координатора по энергетике с целью "стабилизации энергетической политики страны в некоторых частях света". Является ли создание этой новой должности вызовом для России, особенно, в свете ее последних энергетических инициатив, в том числе по развитию энергетического диалога с Казахстаном и Туркменистаном?

Нодари Симония: Это не новый вызов, а реакция на чувствительное поражение США на втором этапе борьбы за каспийские ресурсы (первый, "победоносный", этап увенчался строительством трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан). Планы США предусматривали, во-первых, подключение среднеазиатских ресурсов к БТД и Южно-Кавказскому газопроводу и, во-вторых, сооружение газопровода Nabucco в обход России. Пока оба проекта сорвались - вот Вашингтон и хочет "отреагировать" на это назначением "специального координатора".

Константин Симонов: На мой взгляд, логика здесь проста - потребители энергоресурсов сталкиваются со все усиливающимися приступами ресурсного голода. Среди "жаждущих" - наиболее развитые в экономическом и военном плане страны мира, намеренные искать приемлемый для себя выход из создавшегося положения.
Естественно, на первом этапе нужно выработать четкую идейную базу. И ее контуры уже ясны. Государства, производящие 80% глобального ВВП, обладают лишь 20% мировых ресурсных запасов. Такую ситуацию западные эксперты считают несправедливой. Делаются также попытки называть новые потенциальные центры добычи углеводородов "общечеловеческим достоянием". И, наконец, формируются теории, согласно которым развивающиеся страны, максимально долго остававшиеся колониями, сейчас якобы имеют самые высокие темпы экономического роста. Это не что иное, как идейное обоснование нового "крестового похода", но уже за ресурсами.

Следующий шаг - создание структур, которые должны перейти к практическим действиям по перехвату контроля над источниками углеводородов. Отсюда и идеи учреждения различных комитетов, формирования "энергетического НАТО" и т.д. Можно, конечно, над всем этим от души посмеяться. Но нужно понять простую вещь - мировая система права полностью разрушена, что с наглядностью показал косовский кризис. Поэтому то, что сейчас представляется невозможным, завтра окажется реальным. То есть мир потихоньку возвращается к логике - "сильный всегда прав". А тот будет действовать по незатейливой схеме: не помогут простые аргументы - придется прибегнуть к "языку оружия". Найдется и casus belli - сначала сбои в поставках энергоносителей, а затем заявления об угрозе энергетической безопасности для крупных потребителей. Так что реальными "координаторами по энергетике" очень скоро могут стать... авианесущие группы и десантные бригады.

Юрий Ершов: Не думаю, что инициатива создания нового поста координатора родилась только лишь как реакция на осуществление Россией проекта "Южный поток". На самом деле задача его деятельности куда перспективнее, что, кстати, и дала понять госсекретарь США Кондолиза Райс в своем выступлении в комитете американского Сената. Она заявила, что через него будет "осуществляться мониторинг использования нефти и газа в политических цепях". Вот видите - в политических...

Андрей Корнеев: Цель США очевидна - ограничить влияние России в азиатских республиках СНГ, а также постоянно противодействовать российскому контролю над поставками нефти и газа из Центральной Азии. Следует в то же время учитывать, что ряд южноевропейских стран - Венгрия, Сербия и Болгария, - несмотря на подписание соглашений с Россией об участии в проекте "Южный поток", продолжают одновременно поддерживать и конкурентный проамериканский Nabucco. Расчет при этом делается на удвоение доходов от транзита газа, рост конкуренции на газовых рынках, а также на получение выгод от параллельного сотрудничества с Россией, США и государствами Западной Европы.

Кроме того, почти вся трасса подводной части "Южного потока" проходит по черноморскому континентальному шельфу Украины и Румынии, которые из-за этого проекта "Газпрома" теряют прежний уровень доходов от транзита газа. А имеющийся опыт проектирования Nord Stream в Балтийском море показывает, что страны-владельцы прилегающего шельфа могут создавать существенные трудности путем выдвижения дополнительных требований и тем самым заметно удлинять сроки реализации международных газопроводных проектов. Все это создает широкие возможности для нового "координатора" - он сможет возводить видимые и скрытые барьеры на пути реализации российских энергетических планов.

"Уполномоченный" нам не страшен

- Новая должность в США также станет своеобразным ответом на растущее, по мнению защитника "обираемых Москвой соседей", сенатора Ричарда Лугара, господство русских в сфере транспортировки энергосырья. Какое практическое значение может приобрести деятельность данного "уполномоченного" ?

Нодари Симония: Могу лишь предположить, что этот "координатор" будет иметь даже более широкие полномочия, чем послы в соответствующих странах, плюс необходимые финансовые ресурсы для "работы на местах".

Константин Симонов: Последние события окончательно разоблачили байку про то, что Москва берет почти бесплатный газ у стран Центральной Азии и втридорога продает его европейским государствам. Именно на этой мифологеме и строится аргументация необходимости создания газопроводов из ЦАР в Европу в обход России - дескать, это поможет Старому Свету разрушить транспортную монополию Москвы и получать дешевое "голубое топливо". Между тем, недавно Казахстан, Узбекистан и Туркменистан четко обозначили свое намерение перейти на европейскую формулу цены уже с 2009 г. Так что теперь Россия станет исключительно транзитером, а не перепродавцом среднеазиатского газа. Но Европа от этого вряд ли выиграет - просто теперь больше придется платить не Москве, а Ашхабаду, Ташкенту и Астане.

Последний факт со всей очевидностью доказывает, что дешевого газа больше не будет, каково бы ни было его происхождение. При этом некоторые наши партнеры из ЦАР грубо нарушили ранее достигнутые договоренности: так, Туркменистан в одностороннем порядке фактически аннулировал долгосрочное соглашение с Россией, быстро осознав, что газ будет только дорожать. И сделал он это, как ни странно, при молчаливом согласии Брюсселя. Впрочем, ЕС в погоне за газом из ЦАР ныне готов закрывать глаза на любые фокусы азиатских партнеров...

Юрий Ершов: Думаю, что "уполномоченный" будет не только следить за развитием событий, но и давать соответствующие рекомендации госорганам США, а также выполнять их поручения.

Андрей Корнеев: В практической плоскости данное назначение предусматривает, прежде всего, активизацию инвестирования в сферу добычи и строительства новых трубопроводов за пределами России. Предлагается создать многоцелевой энергетический транспортный коридор Восток - Запад (East - West Energy Corridor), который бы включал ряд новых нефте- и газопроводов, охрана которых должна быть возложена на специальные мобильные подразделения НАТО и соответствующие структуры специально для этого сформированной проамериканской "Организации за демократию и экономическое развитие" (ГУАМ) с участием Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии.

Кроме того, в зоне "коридора", соединяющего Центральную Азию с Европой, предусматриваются при обязательном прямом участии американского капитала создание новых военных баз и коммерческих морских портов, комплексная модернизация всех систем телекоммуникаций, интенсивное развитие наземного транспорта, предприятий нефтегазовой и горно-добывающей отраслей, международная координация распределения гидроэнергетических ресурсов. Планируется также строительство ЛЭП с выходом на Афганистан, Пакистан и Индию.

Приоритетным проектом упомянутого "коридора" должен стать настойчиво продвигаемый США и Евросоюзом международный газопровод Nabucco из Эрзурума (Турция) в Баумгартен (Австрия) через Болгарию, Румынию и Венгрию. В состав консорциума для его реализации вошли румынская компания Transgaz, болгарская Bulgargaz, австрийская OMV, турецкая Botas, венгерская МОL и немецкая RWE. Для наполнения этого трубопровода имеющихся мощностей центральноазиатских месторождений явно недостаточно, и США планируют дополнить их поставками природного газа из Ирака через территорию Сирии.

Отсюда и одна из главных целей будущего координатора - усиливать давление на кабинет министров и парламент Ирака в целях ускорения денационализации нефтегазодобывающей промышленности и привлечения иностранных операторов путем принятия нового законодательства, поощряющего неограниченное использование соглашений о разделе продукции. Вместе с тем, на него, наверное, будут возложены задачи по дальнейшей дискриминации российских нефтегазовых компаний, готовых работать на иракских месторождениях.

- Какие последствия может иметь введение новой должности в американской администрации для активизации ее дипломатических усилий на "энергетическом направлении" в Центральной Азии?

Андрей Грозин: Далеко идущие. Хотя добиться каких-либо успехов американскому "уполномоченному" будет нелегко. Ибо сегодня мяч в энергетической "игре" - на поле России. Дело в том, что Казахстан и Узбекистан находятся на этапе трансформации высшей власти. Правящие элиты в обеих странах не хотят никаких потрясений, они желают сохранить существующие режимы, находящиеся у власти еще со времен обретения независимости. И тут у России явное преимущество. Ведь она не раз официально заявляла, что работает исключительно с партией власти, а не с оппозиционными силами. Американскую же политику центральноазиатские руководители считают опасной. Она, по их мнению, может привести если и не к очередной "оранжевой революции", то уж к дестабилизации ситуации в стране во всяком случае.

Наталья Лещенко, старший аналитик по России и Европе корпорации Global Insight (Лондон): Как известно, Центральная Азия является предметом геополитической борьбы великих держав на протяжении как минимум двух веков. И нет ничего удивительного в том, что США и Россия стремятся упрочить свое влияние в этом регионе. Огромные запасы газа и цветных металлов - серьезная тому причина. Цели у обеих сторон ясны и, по сути, одинаковы - усилить контроль над маршрутами поставок энергии, укрепляя, таким образом, и собственную энергетическую безопасность.

Нодари Симония: ...Да и методы похожи: любыми путями добиваться подписания конкретных соглашений о строительстве магистральных "ниток".

Константин СимоновПоследствия будут самыми неожиданными. Страны региона окончательно убедятся в своей востребованности и начнут капризничать, пугая Европу Китаем, а Китай Америкой. К сожалению, стремление усидеть на нескольких стульях одновременно становится частью политической культуры центральноазиатских государств. Поэтому с большим сожалением смотрю, например, на то, как Узбекистан, заверяя нас в стратегическом партнерстве, тут же дает согласие на возвращение американской военной базы на свою территорию.

Юрий Ершов: Можно ожидать, что странам региона еще активнее будут раздаваться разного рода обещания. В то же время приняты законодательные акты США, направленные против стран-экспортеров нефти и газа, включая Россию, членов ОПЕК и ЕврАзЭС...

Андрей Корнеев: По мнению американских законодателей, долгосрочные интересы США требуют любыми средствами не допустить дальнейшего российского экономического и политического доминирования на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Приоритетами региональной политики Вашингтона являются создание "курируемых" госдепартаментом устойчивых военно-политических и экономических связей между центральноазиатскими республиками и странами Южной Азии, их отрыв от интеграционных процессов с Россией и Китаем, последовательное ослабление влияния Шанхайской организации по сотрудничеству (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Не менее важная задача, как считают в Вашингтоне, - постепенное вытеснение остаточных постсоветских политических элит и замена их новой генерацией молодых политиков, "устойчиво ориентированных на Запад и на распространение демократических принципов". Для усиления позиций США и Запада в политической жизни и экономической сфере стран Центральной Азии предлагается организовать их дозированный допуск к западным политическим и экономическим институтам наряду с сознательным частичным игнорированием местной коррупции и системных правонарушений со стороны представителей национальных, проамерикански настроенных правящих элит. Предусматривается также усиление финансово-экономической зависимости этих государств от международных фондов, находящихся под патронатом США, путем выдачи им целевых кредитов, обусловленных требованиями снижения уровня сотрудничества с Россией и Китаем.

Судя по недавним высказываниям советников президента Джорджа Буша, а также претендентов на пост главы исполнительной власти Хиллари Клинтон и Барака Обамы, пропагандистским прикрытием данного курса может стать расширение взаимодействия США с центральноазиатскими странами в вопросах международной безопасности, прежде всего стабилизационных мероприятий в Афганистане, совместной охраны границ, регулярных военных учений под эгидой НАТО и борьбы с различными глобальными вызовами. Такой подход будет сопровождаться навязыванием проведения более глубоких прозападных политических реформ, а также формирования новых и совершенствования сети уже созданных, так называемых демократических общественно-политических организаций и движений, активно субсидируемых из иностранных источников.

- А как на данную "защиту" со стороны Вашингтона могут отреагировать сама Россия, ее партнеры в сфере ТЭК, в том числе Астана и Ашхабад?

Наталья Лещенко: Что касается реакции бывших советских республик на новую инициативу Вашингтона, то они, видимо, наконец-то отошли от видения своих государств как сателлитов России и осознали свою самостоятельную роль. Ныне они проводят многовекторную политику, пытаясь получить выгоду от сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европой и (где возможно) манипулировать их интересами. Кроме того, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев стремится сделать свою страну и Центральную Азию в целом самостоятельным политическим центром, а не односторонним союзником какой-либо державы. Поэтому "энергетический посол" США внешне будет восприниматься на местах благосклонно, но никоим образом не станет ключевым советником или даже "серым кардиналом"...

Нодари Симония: Наши среднеазиатские партнеры, как известно, придерживаются многовекторной стратегии, и России в этих условиях надо не прибегать к реактивной тактике, а опираться на продуманную стратегию и реализовывать ее не от случая к случаю, а за счет повседневной и кропотливой практической работы.

Андрей Грозин: В центральноазиатских столицах сегодня смотрят больше на успешность разного рода проектов, чем на проявления эфемерной "защиты". И пока на этом поле явно выигрывает Россия - как ни назвать успехом достигнутую в декабре 2007 г. договоренность с Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода и модернизации советской еще системы транспортировки газа из Центральной Азии через РФ. В данном проекте будет участвовать и Узбекистан. И если данные соглашения не останутся только на бумаге, а будут реализованы, то лет через пять пропускная способность этих "ниток" увеличится на треть.

США же явно отстают, лоббируя прокладку транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан. И хотя данный маршрут, основной конкурент российских инициатив, пока что выполнение проектов Москвы выглядит куда более заманчивым и для Ашхабада, и для Астаны.

Консатнтин Симонов: В России может быть только одна стратегия - убедить Брюссель в том, что мы союзники. В столице Евросоюза должны, наконец, прийти к единому мнению и отказаться от бесперспективных проектов типа Nabucco или "Белый поток". Есть куда более привлекательная альтернатива - создание единой с Россией транспортной стратегии, которая позволила бы расширить поставки газа из ЦАР в ЕС при помощи РФ. Почему она лучше? Да потому, что, пока мы спорим и дискутируем, Китай прокладывает трубы в противоположную от Европы сторону...

Юрий Ершов: Можно предположить, что противодействие американским инициативам будет организовано по принципу, заимствованному из законов природы: действие равно противодействию. Сейчас, правда, трудно предсказать, что конкретно будет предпринято в ответ на назначение американского "координатора". Но, вероятно, имело бы смысл организовать свои "службы" координаторов энергополитики России, Казахстана, Туркменистана, Белоруссии и Узбекистана в США и ЕС!

К ответным мерам, наверное, можно отнести и принятое 11 марта текущего года совместное решение "КазМунайГаза", "Узбекнефтегаза" и "Туркменгаза" о переходе с 2009 г. на европейские цены при закупке газа в странах Средней Азии. Это может уничтожить стимулы для поиска альтернативных путей поставки "голубого топлива" в Европу, равно как и уменьшить шансы ЕС и США на работу со среднеазиатскими странами-членами ЕврАзЭС по прямым контрактам. Правда, может "достаться" и "Газпрому"...

Но главное, даже не принимая во внимание новую инициативу США, РФ необходимо разработать (возможно, с участием стран ЕврАзЭС) концепцию внешнеэкономической политики, предусматривающую мероприятия по поддержанию конструктивного имиджа России (и, вероятно, центральноазиатских стран-экспортеров). Это необходимо для обеспечения глобальной энергетической безопасности, противодействия внешнеэкономическим акциям США и ЕС, направленным на ослабление роли России и других членов ЕврАзЭС как ведущих экспортеров энергоресурсов. Огромную роль мог бы сыграть и консорциум стран ЕврАзЭС (экспортеров газа), имеющий единую ценовую политику и согласованные маршруты поставок "голубого топлива".

Андрей Корнеев: Исходя из решений, принятых на последней встрече глав республик СНГ в феврале 2008 г., большую пользу могли бы принести скоординированные многосторонние усилия по реализации Стратегии экономического развития. Данная стратегия нацелена на рост конкурентоспособности наших стран, ускорение их социально-экономического развития и повышение согласованности совместных действий по защите своих интересов на мировых рынках. Желательно также дальнейшее развитие таких структур, как Межгосударственный фонд (МФГС) и Совет по гуманитарному сотрудничеству (СГС). Для России и ее партнеров весьма выгодна реализация предложения, выдвинутого в августе 2007 г. в Бишкеке, о создании энергетического агентства и энергетической биржи Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которую наряду с Россией входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, а в качестве наблюдателей - Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Решение повысить цены на среднеазиатский газ до европейского уровня России только на руку, поскольку это лишает смысла надуманные обвинения в ее адрес в использовании "энергетических аргументов" для достижения политических целей.

"Дружить" до последней капли... нефти

- Известно, что Америка не спешит разрешать нефтегазовые проблемы Европы. Тем не менее в свете последних новаций Госдепа она, видимо, будет готова принимать предложения европейских стран (например, недавно Берлин призвал к созданию трансатлантического торгово-экономического союза) хотя бы ради того, чтобы "дружить" против России?

Нодари Симония: На самом деле США уже много сделали, чтобы затянуть процесс превращения ЕС в самостоятельный полюс влияния. Ведь проект "демократизации" Ближнего Востока нанес сильный удар по главным потребителям нефти этого региона - ЕС и Японии. Массированная кампания по противостоянию мифической "российской энергетической угрозе" преследует ту же цель и желание навредить России. Сегодня, после смены руководства Германии и Франции, "дружба" "атлантистов" по обе стороны океана против России (но и в ущерб самой Европе) имеет более благоприятную почву.

Константин Симонов Удивительна здесь не позиция США, а упрямство Брюсселя, постоянно воспринимающего инициативы России как угрозу своей энергетической безопасности. Глупо "дружить" против страны, которая пока что в одиночку спасает ЕС от "газового голода".

Юрии Ершов: Представители Госдепа США и не пытаются скрывать единство целей США и ЕС. Однако вряд ли дальнейшее развитие событий окажется выгодным для всех без исключения стран. Нельзя также забывать, что, по прогнозам Международного энергетического агентства, потребности США в нефти к 2030 г. увеличатся на 75%, стран Европы и Китая - на 80%, Индии - почти на 90%, а Японии - на 100%. Россия в складывающихся условиях будет вынуждена прибегнуть к тому же оружию, что пытаются использовать западные партнеры, а именно к диверсификации поставок. Она будет направлять свои углеводороды на чуть ли не бездонный рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Андрей Корнеев: Создание по инициативе Германии Трансатлантического торгово-экономического союза как дополнительного средства для сдерживания влияния России было одобрено рядом американских экспертов и политиков. Для США также представляются весьма соблазнительными попытки формирования нового альянса между ЕС и не входящими в него государствами средиземноморского бассейна, провозглашенного на брюссельском саммите Евросоюза в марте 2008 г. С помощью данной структуры ЕС попытается расширить экономические контакты со странами Северной Африки и Ближнего Востока, богатыми газом, и при этом ослабить растущую зависимость от российских поставок "голубого топлива". Неслучайно идея Парижа об образовании Средиземноморского союза получила наиболее активное развитие именно после того, как вопрос о создании "газовой ОПЕК" с участием РФ, Ирана, Алжира, Катара и других стран стал быстро приближаться к статусу реального политико-энергетического проекта.

- Существует ли угроза того, что США попытаются решить ключевые проблемы в сфере энергетики путем использования возможностей НАТО?

Нодари Симония: Об этом пока говорить рано. Все (в том числе европейские страны) будут ждать исхода предстоящих выборов в США, а затем - первых шагов нового президента на внешнеполитическом поприще.

Константин СимоновЭкспансия НАТО в энергетическую сферу неизбежна. Почему? Во-первых, блоку нечем заняться после распада Варшавского договора. Во-вторых, значение углеводородов в мировой политике резко возрастает. Кстати, в этом плане возможное вступление Украины в НАТО приобретает новое, уже "энергетическое", звучание - ведь в данном случае наши справедливые претензии по поводу оплаты газовых долгов будут рассматриваться как... вызов энергетической безопасности всего блока, следовательно, срыв поставок можно будет запросто приравнять к полноценной угрозе с требованием военного вмешательства. И в таких "душевных порывах" можно далеко зайти...

Юрий Ершов: Вообще-то это очень сложный вопрос. И здесь многое будет зависеть от запаса мудрости у руководства блока НАТО. Но эта мудрость, судя по методам решения проблемы Косово и размещению ракет в непосредственной близости от границ России, явно начинает испытывать эффект "шагреневой кожи".

Уместно вспомнить слова уже цитировавшегося сенатора Ричарда Лугара, который в ноябре 2006 г. публично заявил: "Пришло время внести энергетические вопросы и в повестку дня диалога "НАТО - Россия". И тут, как говорится, комментарии излишни...

Андрей Корнеев: Именно такие планы сейчас активно поддерживаются Конгрессом США. Судя по последним заявлениям руководства НАТО, этот военно-политический альянс с американской подачи стремится взять на себя ведущую роль в области обеспечения европейской энергетической безопасности.При этом его цели существенно выходят за пределы защиты инфраструктуры с применением вооруженных сил. Главное внимание будет уделяться всеобщему признанию Европейской Энергетической хартии, одностороннему открытию рынков стран-энергоэкспортеров для иностранных инвестиций и сокращению зависимости членов НАТО от ископаемых видов топлива. Кроме того, чтобы минимизировать последствия возможных нарушений поставок и повысить энергетическую безопасность, устанавливаются прочные связи с другими государствами, добывающими энергоносители.

Судя по всему, США планируют использовать НАТО по четырем направлениям. Первое - оценка общей ситуации в сфере энергетики. Второе - помощь союзникам в обеспечении энергетической безопасности. Третье - контроль обстановки в зонах морских энергетических перевозок. Четвертое - операции по пресечению нападений и террористических актов на объектах топливной инфраструктуры.

Более того, внутри НАТО планируется создать постоянный специализированный контрольно-оценочный механизм. Он будет включать в себя региональных представителей, назначаемых для проведения регулярных политических консультаций с союзниками и государствами-партнерами, а также ответственных за сбор статистической информации, составление сводок разведданных, поступающих из различных источников. Анализ этих материалов будет осуществляться в международном секретариате и в военном штабе альянса.

Кстати, развернутая в последнее время антироссийская пропагандистская кампания в западных средствах массовой информации - это "прелюдия" к более масштабным шагам. Она имеет следующие цели: дискредитацию политики руководства РФ, направленной на защиту собственных экономических интересов; формирование негативного имиджа России, в первую очередь как ненадежного экономического и политического партнера, якобы представляющего угрозу для европейских стран; обоснование возможного применения активных силовых мер по обеспечению европейской энергетической безопасности.

- Словосочетание "энергетические войны" стало уже устойчивым в политической и экономической риторике. И все-таки пока еще трудно разобрать, какого рода "оружие" может быть использовано в новых углеводородных схватках...

Нодари Симония: Вполне хватает уже существующего оружия. Вопрос только в интенсивности, а для нас - еще и в гибкости и профессионализме его применения.

Константин Симонов: Меня часто обвиняют в алармизме и радикализме, но я продолжаю считать, что ресурсный "голод" может, в конце концов, довести до новой глобальной войны. Впрочем, "поход за ресурсами" находится уже в стадии подготовки и не только в интеллектуальном плане. Ведь даже в годы "холодной войны" человечество не тратило на вооружение столько денег, как сейчас. И вряд ли это делается без определенных целей.

Юрий Ершов: Трудно предвидеть, какого рода новое "оружие" может быть использовано в начавшейся "нефтегазовой войне". Бесспорно одно - альтернативные источники энергии пока внедряются медленно, с ними уже есть проблемы, а будет их еще больше. Подсчитано, например, что если перевести весь автопарк Италии на биотопливо, то потребуется засеять нужными сельхозкультурами площадь, равную... двум Апеннинским полуостровам. Не лучше обстоят дела и в сфере атомной энергетики. И хотя ее удельный вес в мировом производстве электроэнергии достиг 15%, в условиях повсеместного терроризма в силу влияния человеческого фактора и причин технологического свойства он будет, бесспорно, снижаться. Словом, несмотря на разительные примеры успехов научно-технического прогресса, самым дешевым топливом долго будут оставаться бензин, дизельное горючее и газ.

Андрей Корнеев: За исключением отдельных локальных открытых военных конфликтов в таких странах, как Ирак, Сомали или Судан, энергетические войны в большей степени относятся к разряду бесконтактных информационных схваток, основная цель которых - воздействие на общественное сознание враждебного государства и его руководящие структуры.

Обычно "энергетическая война" невидима, так же как и информационная, но она может иметь глобальные масштабы и напрямую затрагивать экономики отдельных государств и политическую стабильность в них. Так, США в Ираке на данном этапе пытаются в не только решить задачи собственного энергоснабжения, но и лишить Китай доступа к энергоресурсам Ближнего Востока.

В ближайшей перспективе внешнеполитическое давление на Россию по энергетическим вопросам может существенно усилиться. Поэтому она должна подойти к следующему этапу "энергетических войн" достаточно подготовленной, трезво оценивающей все возможные политические и военно-стратегические риски в рамках обоснованной и четкой национальной энергетической стратегии.

Удары по имиджу - "происки" конкурентов?

- Есть еще одна причина, заставляющая США и Европу активизировать совместную энергетическую политику, - появление мощнейших конкурентов-энергопотребителей в лице Китая и Индии. Какие методы противодействия могут быть применены в данной сфере, особенно в свете заявлений Москвы о переориентации на Восток российских энергетических потоков?

Нодари Симония: Против Китая и Индии они ничего существенного сделать не смогут. Обе страны (особенно, конечно, КНР) энергично действуют во многих нефтедобывающих государствах мира (Иране, Судане, Венесуэле и т.п.), невзирая на "политические соображения" Запада.

Что касается переориентации наших энергетических потоков на Восток, то это несусветная чушь. И к тому же явно неосуществимая. Я всегда ратовал за большую сбалансированность энергетического сотрудничества с Европой и Азией, но не в ущерб первой, а, скорее, за счет наращивания усилий на азиатском направлении.

Константин Симонов: Нынешняя "слепота" Европы - для меня главная загадка. Ведь очевидно же, чем больше она будет оскорблять Россию, называя нас "ненадежным поставщиком", "восточной деспотией" и т.д., тем сильнее окажутся позиции в РФ "прокитайской партии", поддерживающей отказ от энергетического сотрудничества с Западом. Окончательная же переориентация российских энергетических потоков в сторону КНР станет настоящей катастрофой для Евросоюза.

Юрий Ершов: Мне кажется, что если Россия сумеет прорубить нефтяное, а затем и газовое "окна" на Тихий океан, то пыл сторонников "нефтегазовой войны" против РФ заметно поостынет.

- И все же почему мировая конъюнктура на энергетическом рынке, изначально крайне выгодная для России, ныне все более и более превращается в одну из главных имиджевых проблем страны и больно бьет по ее репутации делового партнера? Что это? Последствия происков "коварных врагов-конкурентов" или рецидивы собственных недоработок?

Нодари Симония: У "Газпрома" отношения с европейским бизнесом сегодня процветают, как никогда. "Нужный" же имидж для России искусственно формируется Соединенными Штатами вкупе с Еврокомиссией. Ибо в отличие от нас они научились это делать неплохо, да и денег не жалеют.

Константин Симонов Это, скорее, проблема "брюссельских талибов" - европейских политиков-радикалов, отказывающихся воспринимать рациональные аргументы. Для них Россия всегда будет "новой Византией" или "империей зла".

Андрей Корнеев: Навязанная России модель перестройки и ускоренной приватизации 1990-х годов изначально имела целью сделать нашу страну рынком сбыта иностранных товаров массового потребления, источником дешевого сырья и беспрепятственного вывоза капитала, а также ликвидировать российскую промышленность как конкурента для экономически развитых стран.

К сожалению, в результате собственных недоработок Россия продолжает выпускать продукцию преимущественно низкой степени переработки. Сырьевая направленность промышленности усиливает зависимость от внешних рынков и колебаний мировых цен. Для исправления ситуации необходим комплекс мер государственного регулирования, нацеленных на то, чтобы перерабатывать сырую нефть, газ, руду, древесину и выходить за рубеж с полноценным высокотехнологичным продуктом для максимизации прибыли национального бизнеса.

Диверсификация российской экономики должна повысить недопустимо низкую восприимчивость отечественного производства к инновациям любого рода - от быстрой организации выпуска новых товаров до внедрения новых организационных решений.

Юрий Ершов: О происках "коварных врагов" мы уже говорили. Но есть достаточно много примеров собственных недоработок при проведении национальной энергетической политики. Назову лишь два наиболее ярких примера.

Первый из них - провал переговоров по расширению мощности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, в результате чего Россия потеряет возможность обеспечивать транзит значительных объемов сырья через свою территорию. Главным итогом этой неудачи станет перенаправление углеводородного потока с казахстанского месторождения Тенгиз в обход России через Азербайджан и Грузию в Турцию. То есть произойдет то, чего добиваются в последнее время и США, и ЕС.

Второй пример - недостаточное использование международных организаций для продвижения нашей политики и защиты наших интересов. Первоочередной задачей здесь является активизация работы по реформированию Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) в целях его адаптации к реалиям сегодняшнего дня. Нужно также разработать Протокол по транзиту, представляющий для нас особый интерес.

В то же время критика со стороны России в адрес ДЭХ во многом является надуманной или проистекает из-за недостаточного ознакомления с самим документом, а в ряде случаев и вовсе отражает узкокорпоративные или ведомственные интересы.

Наконец, открытые дискуссии по проблеме глобальной энергобезопасности в рамках Конференции по Энергетической хартии стали бы нашим эффективным "ответом Керзону", препятствующим попыткам поставить Россию вне мирового энергетического сообщества...

***

России надо не прибегать к реактивной тактике, а опираться на продуманную стратегию и реализовывать ее не от случая к случаю, а за счет повседневной и кропотливой практической работы.

***

Центральная Азия является предметом геополитической борьбы великих держав на протяжении как минимум двух веков. И нет ничего удивительного в том, что США и Россия стремятся упрочить свое влияние в этом регионе.

***

Если Россия сумеет прорубить нефтяное, а затем и газовое "окна" на Тихий океан, то пыл сторонников "нефтегазовой войны" против РФ заметно поостынет.

Источник: Нефть России (Москва).- 05.05.2008.- 005.- C.18-25


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики