Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

США и ЕС прибрали к рукам украинский холдинг Burisma

Сын вице-президента США Джо Байдена и бывший президент Польши управляют украинской газовой компании Burisma — крупнейшим из частных газовых предприятий Украины. Чем это может обернуться, рассказывает эксперт

 

Список известных политиков в руководстве украинского нефтегазового холдинга Burisma пополнился сразу двумя громкими именами. Накануне СМИ сообщили о том, что в совет директоров компании вошёл сын американского вице-президента Джозефа Байдена — Роберт Хантер Байден, а сегодня выяснилось, что кипрским офшорным гигантом Brociti Investments Limited, которому и принадлежит Burisma, в числе других директоров управляет бывший президент Польши Александр Квасьневский.

Интересно, что именно Александр Квасьневский являлся ключевой фигурой в деятельности Евросоюза по склонению Украины к ассоциации. Пока Виктор Янукович находился у власти, Квасьневский 27 раз прилетал в Киев, параллельно предпринимая попытки освободить главного политического оппонента президента Украины — Юлию Тимошенко.

Роберт Хантер Байден — менее заметное лицо. Журналисты обратились к представителю Белого дома Джею Карни за комментарием по поводу того, каким образом произошло так, что сын ближайшего соратника Барака Обамы оказался, в самой гуще событий на Украине, но тот заявил, что работа Хантера Байдена Burisma не имеет отношения к деятельности администрации США.

«Хантер Байден, как и все члены семьи вице-президента, является частным лицом. И то, где он работает, не означает какой-либо поддержки администрации, президента или вице-президента», — сказал Джей Карни, опровергая заключения о том, что США теперь могут влиять на распределение украинского газа.

Сам Байден прокомментировал своё назначение следующим образом: «Послужной список Burisma Holdings в области инноваций и лидирующие позиции в сфере добычи газа могут стать мощным драйвером роста экономики Украины. В качестве нового члена совета директоров я верю, что моя помощь по вопросам прозрачности, корпоративного управления и международного развития может принести пользу экономике и народу Украины».

Что представляет собой Burisma, и почему в управлении именно этой компанией так заинтересовались люди, близкие к руководству США и ЕС, рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Холдинг Burisma — это одна из частных компаний нефтегазового сектора Украины. Она небольшая по добыче, потому что среди украинских добычных компаний фактически нет какого-то большого лидера. В основном добычу ведёт «Нафтогаз Украины» — это государственная компания, а Burisma — частная. Она добывает порядка 650 миллионов кубометров газа в год. Это небольшие объёмы. Для сравнения Украина потребляет порядка 51 миллиарда кубометров газа в год, то есть объёмы Burisma довольно маленькие. А собственная добыча Украины порядка 21 миллиарда кубических метра. То есть даже по сравнению с собственной добычей газа Украины, 650 миллионов — это совершенно незначительные объёмы. Но здесь важен тот факт, что Burisma может развиваться в дальнейшем и в частности может стать неким проводником государственной политики. Мы видим, что на Украине частные компании зачастую получают большие преференции и прежде всего это связано с импортом газа на Украину. И не исключено, что Burisma станет каким-то эксклюзивным импортёром газа в Европу. Теперь она европейская западноориентированная компания, так что очень может быть, что она получит какой-то особый статус.

Несмотря на то, что она добывает сравнительно малые объёмы, при этом среди независимых, частных компаний — она крупнейшая. Больше неё добывает газа только государственная компания, а заход иностранцев в государственную компанию воспринялся бы слишком ярко. Все сразу бы обвинили действующих политиков в продаже родины и так далее. А в частную компанию — пожалуйста. Это их выбор, они могут заходить туда. Но опять же, за счёт государства эта компания может получить какие-то большие привилегии, которые приведут её к большому финансовому успеху. В частности, какое-то особое право на импорт или эксклюзивное право на экспорт газа в Европу.

О конкретной схеме развития компании сейчас, конечно, говорить ещё рано. Другое дело, что мы можем предполагать, что ставка будет делаться именно на эту компанию, потому что действующая киевская власть зачастую говорит о реформировании и структуризации «Нафтогаз Украины». И возможно, если такой сценарий будет реализован, то реструктуризация пройдёт так: отделение добычных активов «Нафтогаза» от газотранспортной системы. Газотранспортная система останется в руках у государства, а добычные активы будут приватизированы. Так, в своё время, у нас РАО «ЕЭС России» реформировали. И в этом случае как раз Burisma станет покупателем государственных активов и частей «Нафтогаза Украины». Я допускаю такое развитие событий, потому что над Украиной повис гигантский долг и мне очень интересно как они его собираются гасить. А приход иностранцев в совет директоров Burisma будет преподноситься, как европейская помощь, как некие консультации по устранению энергетической зависимости Украины от России.

У Burisma есть лицензия на разработку месторождений, в том числе на юго-востоке Украины. Возможно, тот факт, что иностранцы заняли руководящие должности в Burisma, говорит о том, что Киев собирается приостановить, на их взгляд, политику, которую проводит Россия по отношению к Украине.

Компания занимается собственной добычей, она не закупает российский газ, потому что импортёром украинского газа является «Нафтогаз Украины» и с 2013 года это были компании Дмитрия Фирташа. Ещё раз хочу сказать, что Burisma не закупает российский газ, она занимается собственной добычей и тут же его продаёт на внутреннем рынке, то есть она не занимается экспортом, потому что себестоимость добычи на украинских месторождениях довольно высокая и транспортировать этот газ, к примеру, в Европу очень дорого».

Автор: Дарья Липина

Источник: Человек онлайн, 15.05.2014


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики