Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новые СПГ-проекты «Новатэка»: есть ли угроза для «Газпрома»?

Новые СПГ-проекты «Новатэка»: есть ли угроза для «Газпрома»?

«Новатэк» активизирует работу над своими проектами в области сжиженного природного газа. DW выяснила, как это может повлиять на позиции «Газпрома» на внешних рынках.

Аукцион по продаже Гыданского газового месторождения состоится 9 июня. Об этом 19 мая сообщил министр природных ресурсов России Сергей Донской. Претендент на покупку месторождения всего один — компания «Новатэк», подавшая две заявки на участие в аукционе от своих дочерних структур. «Газпром» не смог участвовать в конкурсе, так как не соответствует его критериям. Тем не менее жаловаться в антимонопольную службу концерн не намерен. С чем связан режим максимального благоприятствования, оказываемый «Новатэку» и угрожает ли он «Газпрому», разбиралась DW.

Гыданское месторождение: конкурс без интриги

Более 2 млрд рублей внесли «дочки» «Новатэка» — компании «Арктик СПГ-1» и «НОВАТЭК-Юрхаровнефтегаз» — для участия в конкурсе. Лицензия даст победителю право на разработку расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) Гыданского месторождения площадью более 3,7 тысячи квадратных километров. Запасы газа оцениваются в 58,4 млрд кубометров по категории С1, 57,7 млрд — по категории С2 и 361,4 млрд — по категории С3. Запасы конденсата составляют 32 млн тонн.

«В конкурсе прописано, что в нем может участвовать только тот претендент, который впоследствии будет отправлять газ с этого месторождения на сжижение. Под эти условия подходит только «Новатэк» (компания готовит к запуску до конца этого года свой завод в рамках проекта «Ямал СПГ». — Ред.), — объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Гонка за 15 процентами мирового рныка СПГ

По словам эксперта, впоследствии Гыданское месторождение станет частью обширной ресурсной базы для нового СПГ-проекта «Новатэка» — «Арктик СПГ-2». Если мощность готовящейся к вводу первой очереди «Ямал СПГ» составит 5,5 млн тонн в год (а общая мощность всех трех линий — 16,5 млн), то мощность «Арктик СПГ-2», по замыслу «Новатэка», должна достичь 25 млн тонн в год. Завод в рамках второго проекта должен начать строиться в 2018 году, а его запуск может состояться к 2022 году.

К 2030 году компания планирует производить до 78 млн тонн сжиженного газа в год, что, по словам главы «Новатэка» Леонида Михельсона, составит более 15 процентов мирового производства СПГ. Крупнейший российский производитель газа «Газпром», в отличие от «Новатэка», не готов активизировать работу над своими СПГ-проектами.

Этой весной концерн перенес ввод в эксплуатацию Балтийского СПГ и третьей линии «Сахалина-2». Также на прошлой неделе стало известно о том, что «Газпромбанк» (его основной акционер — «Газпром») уступает «Новатэку» контроль над СПГ-заводом в Высоцке, который будет запущен в следующем году и сулит неплохие перспективы в балтийском регионе.

Риски для «Газпрома»

Очевидно, что приоритетом «Газпрома» является трубопроводный газ, монополию на экспорт которого он сохраняет. Однако, по мнению экспертов, концерн рискует и на этом поле, поскольку сжиженный газ постепенно становится конкурентом поставляемого по газопроводам. «Раньше „Новатэк“ обещал, что будет поставлять газ с „Ямал СПГ“ только в Азию. Сейчас же признает, что в течение полугода, когда доставка по Северному морскому пути невыгодна, экспорт будет идти на европейский рынок, — отмечает Юшков. — И хотя компания уверяет, что будет там конкурировать только с другими поставщиками СПГ, на деле конкуренция будет идти и с трубопроводным российским газом».

Кроме того, неактивная позиция на рынке сжиженного природного газа чревата для «Газпрома» потерей потенциального выигрыша в перспективе, ведь, как отмечает профессор кафедры госрегулирования экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Маликова, спрос на сжиженный газ будет расти все сильнее.

«СПГ имеет важное конкурентное преимущество — он обеспечивает существенно большую гибкость поставок. В связи с этим в ближайшие годы более быстрыми темпами будет развиваться рынок сжиженного природного газа и более медленными — трубопроводного», — заявила Маликова DW.

Логика государства на газовом рынке

По словам эксперта ФНЭБ, государство демонстрирует сильную заинтересованность в развитии СПГ-проектов. Неслучайно «Ямал СПГ» одним из немногих получил средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ). При этом власти рассчитывают на то, что российские производители будут конкурировать на внешних рынках с иностранными поставщиками, а не с российскими же. «Чтобы не допустить газового каннибализма, Путин не разрешил „Новатэку“ осуществлять трубопроводные поставки в Европу», — напомнил Игорь Юшков.

В то же время для «Новатэка» создается максимально комфортный режим. Отчасти это связано с политическим весом Геннадия Тимченко — совладельца «Новатэка». Как выразился Юшков, «идет конкуренция разных политических групп. С одной стороны — Тимченко, с другой — Миллер (глава «Газпрома» Алексей Миллер. — Ред.). Президент Путин то одному, то другому раздает пряники«.

Привлечение инвесторов в газовую отрасль

Своего рода «пряниками» для «Новатэка» стали не только условия аукциона по продаже Гыданского месторождения и финансовые средства из ФНБ, но и помощь, которую государство оказало ему при возведении инфраструктуры на севере.

«Государство уже прокопало подходной канал к порту Сабетта, построило взлетно-посадочную полосу, выделило площади для строительства завода в Мурманске для „Арктик СПГ-2“, строит четыре атомных ледокола, поможет со строительством железной дороги», — рассказывает аналитик ФНЭБ.

Все это, по его словам, создает дополнительную привлекательность проекта для иностранных инвесторов, поскольку, несмотря на снижение цен на газ, готовая инфраструктура значительно снижает риски. Свою заинтересованность в участии в новом проекте «Новатэка» уже выразили Total, CNPC, а также японские Marubeni, Mitsui и Mitsubishi. Впрочем, конкретные договоренности пока не достигнуты.

Автор: Евлалия Самедова

Источник: DW, 22.05.2017


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики