Главная > Актуальные комментарии > Экономика > «Кризис слабо осмыслен экспертным сообществом»

«Кризис слабо осмыслен экспертным сообществом»

Нынешний мировой экономический кризис — это явление, которое пока еще слабо осмыслено экспертным сообществом. В научных кругах, как в России, так и на Западе, присутствуют совершенно разные взгляды на то, что такое кризис и как его преодолевать.

С одной стороны, крепнет понимание того, что выход из него на восходящую траекторию развития возможен уже к концу этого года. Сейчас появляются статьи о том, что экономический подъем в США, возможно, начнется уже в третьем квартале (а потом американский рост потянет за собой всю остальную экономику). Но это то, что касается текущих последствий кризиса. Ведь если мы восстановимся на том уровне, который был раньше – с элементами виртуальной экономики и с очень большим уровнем потребления в тех странах, которые на самом деле производят недостаточное количество товаров и услуг, то через какое-то время мир снова окажется в кризисе. И вопрос о том, что же делать дальше, возникнет в любом случае.

Допустим, сейчас мы очистили банковские активы от т. н. «токсичных» составляющих и вернулись к обычной схеме функционирования финансовых рынков, когда компании и аудиторы, кредиторы и кредитуемые друг другу верят. Но что мешает кризису повториться вновь через пару лет? Когда снова какой-нибудь американский аудитор неправильно проинспектирует какую-либо компанию. В итоге последняя разорится и потянет за собой всех своих остальных кредиторов и должников.

Для того чтобы предотвратить такое развитие событий, необходимо предпринимать более масштабные меры, формат которых пока еще не понятен. Выход из кризиса в новую стадию равновесия будет сопровождаться новым стандартом доверия. А вот к доверию по отношению к той же американской машиностроительной отрасли вернуться уже вряд ли удастся. Послекризисная ситуация — это когда развитые страны Запада больше не производят индустриальных товаров вообще (или производят в небольшом количестве).

Кстати, для России это тоже представляет опасность, потому что российский автопром находится в еще более худшем состоянии, чем американский. Хотя тот же Китай, наверное, выйдет на новый уровень развития. Вопрос: понравится ли это всем остальным? Потому что китайского лидерства в мире боятся ничуть не меньше, чем американского (я думаю, что даже больше). Поэтому сможет ли юань заменить доллар — вопрос сомнительный. Скорее всего, нет. А значит в мире будет возрастать хаос. Так что говорить о «восстановлении нового экономического равновесия» в мировой посткризисной системе будет весьма проблематично.

Получается некий замкнутый круг, выхода из которого пока никто не видит. Достаточно послушать комментарии нобелевских лауреатов. Одни из них говорят, что меры, предпринятые основными странами мира, по увеличению финансирования собственной экономики и закачиванию в нее госсредств, абсолютно правильные. А есть не менее именитые экономисты, которые считают, что это неправильный путь. Кто из них прав, станет понятно только в процессе. Пока же действительно есть сомнения. Вот, например, американцы вкачали кучу денег в свой автопром. Но GM (концерн General Motors.— Прим. KM.RU) сейчас все равно разоряется, а производство выводится в Китай.

А Россия закачала кучу денег в свой фондовый рынок. Причем пару недель назад президент Медведев заявил, что это решение было ошибочным. Осенью 2008 года денег в фондовый рынок было вложено больше, чем на все здравоохранение в России. Грубо говоря, никто не знает, что делать — не только мы, но и другие страны. Я, например, не уверен, что китайские решения будут абсолютно правильными. У них только-только начинается процесс роста безработицы. Если вариант, при котором американский экономический рост и спрос на китайские товары восстановится, не пройдет, то Пекин столкнется с большими проблемами. Потому что безработица (когда десятки, если не сотни миллионов человек потеряют работу) в Китае — это страшное явление. Весьма вероятно, что тогда не обойдется без масштабных беспорядков. А это уже может перекинуться на остальные страны Юго-Восточной Азии.

В доллар по большому счету уже никто не верит. Люди его скупают в основном по инерции. И, наверное, какое-то время она еще продлится. В юань же еще не верят. Что касается евро, то вера в его перспективы колеблется в зависимости от оценки успешности процесса евроинтеграции. Например, если Ирландия все же согласится поставить свою подпись под Лиссабонским договором, то я могу прогнозировать, что евро снова выйдет вперед. И что даже, возможно, станет более популярной валютой, чем доллар или юань. В противном случае про евро снова забудут. Хотя я не очень верю в разговоры про «окончательную дезинтеграцию зоны евро».

Перспективы рубля в этом смысле еще хуже. Потому что очень сложно говорить о нем как о международной валюте или о России как о финансовом центре, если в мировом масштабе в рублях заключается меньше процента сделок. Так что ситуация сложная. Что делать — неизвестно. Придется принимать решения уже по ходу развития кризиса.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

Источник: Km.ru, 25.05.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики