Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Мыслить глобально, действовать локально

Мыслить глобально, действовать локально

Россия в свое время довольно активно поднимала тему суверенитета и видела в глобализации риски внешнего управления. Но в период кризиса многое изменилось. Президент Медведев сравнивает борьбу с кризисом с созданием антигитлеровской коалиции. Россия одной из первых предложила идею новой глобальной резервной валюты. Но ведь для глобальной валюты нужен глобальный эмиссионный центр, о создании которого не могли и мечтать самые отчаянные глобалисты. И вряд ли он будет находиться в России — палладиевый рубль скорее можно отнести к категории шуток (хотя хорошо, что рубль все же не полониевый). А вице-премьер Игорь Сечин сказал, что российская власть готова участвовать в создании некоего глобального нефтяного агентства.

Так Россия неожиданно стала одним из идейных локомотивов глобализации. Хотя многие теперь, наоборот, считают, что кризис общий, а выходить из него нужно поодиночке. Мы видим очевидность провалов рынка, но создание глобальных регуляторов выглядит крайне непростым делом.

Возьмем тот же нефтяной рынок. Хорошо известно, что он бумажный и минимум сделок доводится до физического исполнения. Однако каким образом выстроить работу регуляторов? Как они смогут отсечь спекулянтов? Есть идея долгосрочных контрактов, но проблемы ценообразования она не решает. Объемы зафиксировать можно, но со стоимостью все равно будут проблемы. Можно привязать цену одного товара к другому, но и это не решение. Собственно, мы сами не так давно указывали на ситуацию с торговлей газом. Цена на наш газ в Европе привязана к стоимости корзины нефти и нефтепродуктов, т. е. к тем же спекулятивным товарам. Причем покупатель за полгода знает, каков будет уровень цен, что позволяет ему сокращать потребление в период дорогого газа и наращивать его при газе дешевеющем. Что не выгодно прежде всего продавцу.

Даже создание регуляторов на уровне макрорегионов сталкивается с колоссальными проблемами. Скажем, Европейский союз должен сформировать нового регулятора доступа к энергетической инфраструктуре. Но все ведущие энергетические компании Старого Света намерены сделать так, чтобы на газовом рынке ЕС ничего радикально не поменялось. Ясно, что во всем мире либерализовать доступ к газопроводам будет еще труднее.

Кризис на самом деле только усилил разницу в интересах отдельных государств. Хуже стали действовать даже существующие глобальные институты — причем как экономические, так и политические. Даже региональные структуры выглядят не лучшим образом. Возьмем ШОС, саммит которой не за горами. Организация не работает по простой причине. Есть Россия, а есть Китай. И обе страны хотят доминировать в Центральной Азии. Делим один пирог, которого всем не хватит.

Так что глобальные регуляторы наших локальных проблем не решат. Правда, можно будет делегировать часть наших чиновников в ряды глобальных бюрократов — платить-то за них будем в складчину с другими.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Ведомости, 09.06.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики