Главная > Актуальные комментарии > Политика > От ракет к мобилизационному правительству

От ракет к мобилизационному правительству

Захочет ли Путин подкрепить военные угрозы кадровыми решениями

Накануне выборов 2012 г. Владимир Путин написал несколько больших статей, которые стали основой его предвыборной программы. В этот раз выборы оказались гораздо более простой процедурой, и поэтому вместо серьезных статей был избран народный формат документальных фильмов. Занятно, что все вокруг говорят про будущее, но фильмы как раз про прошлое и настоящее. Впрочем, и этот материал вполне пригоден для прогнозирования.

Вот Путин говорит о том, что возвращение Крыма было вынужденной реакцией на действия Запада, которые он считает предательскими: по его ощущению, нас даже вынудили к этому шагу. Тем самым он признает, что никакого страшного плана восстановления СССР у него не было и нет. А главная задача внешней политики – не возрождение красной империи, а прекращение давления Запада, для чего нужно показать свою способность к крутым решениям. Путин не сомневается, что США видят в России исключительно врага и разговаривать с Вашингтоном можно, только предъявляя силовые козыри.

Собственно, этим Путин и занялся 1 марта в послании. Логика Путина в том, что остановить Запад можно только одним способом – убедив его в том, что мы не шутим и реально готовы к войне. В том числе и ядерной.

Правда, поверили в реалистичность презентации на Западе не все. Поэтому появился вопрос: а достаточно ли предъявленных аргументов? Если нет, то у Путина есть еще одна возможность – сформировать откровенно мобилизационное правительство, сделав противостояние с Западом основной задачей и в области экономической политики.

Вот тут мы переходим к любимой теме этой весны, каким же будет новый кабинет министров. Готов ли Путин к такому переходу на мобилизационные рельсы?

Вопрос непростой. Но после обнародования послания стало окончательно ясно, каким правительство не будет. Рассчитывать после 1 марта на кабинет министров, который начнет проводить изменения, обычно именуемые либеральными, уж точно не приходится. Ставку на развитие частного бизнеса делать никто не будет. Частное предпринимательство в условиях мобилизации просто не может быть реальным приоритетом экономической политики. Мобилизация автоматически предполагает рост влияния силовой корпорации, которая займется поиском ресурсов под свои проекты. Административное давление в таких реалиях снизиться не может по определению.

К бизнесу скорее придут с предложением скинуться, тем более что внешне он не выглядит жертвой. Разборки друг с другом, выводящие в публичное пространство подробности жизни крупных бизнесменов, создают им образ не слишком страдающих от новых политических реалий и не желающих скидываться на нужды текущего момента.

Снижение налогов на бизнес в условиях ставки на оборону и крупные кейнсианские проекты, связанные с ОПК (вроде Арктики, о которой говорится постоянно), тоже становятся невозможными. Для того чтобы пушки делать не вместо, а вместе с маслом, нужна более хитрая экономическая модель – вроде США, которым все с радостью дают в долг. У нас внешнего инвестиционного ресурса нет.

В таком контексте даже Дмитрий Медведев может показаться относительно либеральным премьером. И, возможно, Путин не станет пугать значительную часть российской элиты и не станет выкладывать последний аргумент на стол – хотя бы потому, что после демонстрации оружия можно взять небольшую паузу. Однако, даже если мобилизационной версии кабинета мы весной и не увидим, ее призрак неизбежно будет преследовать новое правительство.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 13.03.2018


PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики