Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Маржин-колл нам больше не звонит

Маржин-колл нам больше не звонит

Банки – российские и иностранные – не стали забирать в собственность заложенные им предприятия

Прошлой осенью даже далекие от бизнеса россияне узнали термин margin-call. Компании, получая кредиты в банках, вносили в качестве залога различные активы (в том числе собственные акции), но когда фондовый рынок рухнул, то залоги подешевели, и банки поставили перед заемщиками нелегкий выбор: вернуть кредит, увеличить залог или отдать часть своих акций новому собственнику.

Осенью казалось, что это – начало масштабного передела собственности. Но, вопреки ожиданиям, банки в массе своей не стали добиваться реализации залога или контроля над предприятиями. И, судя по всему, и впредь так делать не собираются. 

Запад не взял Россию

Больше всего пугали перераспределением собственности в пользу иностранцев. Однако «маржин-колокол» так и не прозвонил по российской экономике. Западные банки пошли на уступки, реструктуризируя кредиты, да и госпомощь банкам и системообразующим предприятиям, направленная как раз на предупреждение перехода активов в руки иностранцев, оказалось весьма значительной.

В «Центре развития» иронизируют: компании реального сектора внезапно обнаружили, что иностранные кредиторы вовсе не жаждут получить в собственность их акции, поскольку почему-то не уверены, что смогут на российской почве реализовать себя в качестве эффективных собственников.

По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, российский бизнес изначально мог предполагать такое развитие ситуации, и просто выбивал госпомощь, шантажируя государство тем, что активы уйдут к «страшным иностранцам». Как бы то ни было, иностранцы на наши активы не позарились, российские предприниматели вместо возврата долгов добились их рефинансирования. 

Банки не верят бумаге

Ценные бумаги оказались не слишком привлекательны не только для иностранцев, но и для отечественных банков. По оценкам ФБК, доля ликвидных ценных бумаг, предоставляемая заемщиками в российские банки в качестве обеспечения кредитов, снизилась с примерно 20 – 30% осенью до 7,02% в январе (это последние данные, взятые из отчетности по МСФО 5 крупнейших и 30 средних банков).

Правда, у отдельных банков доля бумаг по-прежнему находится на уровне осени, но многие другие «зачистили» залоги по кредитам так хорошо, что эта доля опустилась до нуля.

Если банки брали в залог акции самого предприятия, то обычно это был контрольный пакет. В таких случаях компании могли переходить под контроль банков автоматически. Сейчас доля ценных бумаг в обеспечении снизилась в несколько раз. При этом отчетность банков не свидетельствует о росте доли ценных бумаг, то есть о новых залогах. Это значит, что почти все маржин-коллы по акциям, которые могли реализоваться, уже реализованы. В остальных случаях кредит погашен или реструктурирован.

И автоматической смены владельцев, как отмечают в ФБК, в подавляющем большинстве случаев не произошло. Будет ли «неавтоматическая»?

Раз в ценные бумаги как обеспечение кредита банки верить перестали, то они стали ориентироваться на другие, более осязаемые активы. В 30 избранных средних отечественных банках в структуре обеспечения кредитов, по данным ФБК, 23,94% занимает недвижимость и имущество, 10,92% – товары в обороте, а еще 16,35% приходится на раздел «Прочее», включающий, в том числе, права на аренду.

В среднем по рассмотренным банкам 39% обеспечения приходится на различные гарантии и поручительства, а по пяти крупнейшим на них пришлось 63,11%. Частные банки и компании, таким образом, самостоятельно освоили управление своими кредитными рисками с помощью гарантий, без запуска механизма гарантий государственных.

То, что столь значительная доля обеспечения, – гарантии, еще больше снижает вероятность передела собственности в пользу банков.

Спорная собственность

Но главная причина того, что маржин-коллы теперь неактуальны, – то, что понятие «стоимость залога» стало уж слишком относительным, банки и сами не знают, сколько он стоит.

Практика залогового обеспечения в годы бурного роста доходила до абсурда. Это, а также трудности с оценкой чего-либо в кризис, не дает возможности сколько-нибудь точно определять цену залога. К примеру, по расчетам ФБК, стоимость залогов превосходит кредитные портфели банков на 107%. По расчетам, которые проводил Максим Осадчий, – на 16,8% в июне и на 8,3% в октябре прошлого года. То есть расхождение в оценке стоимости залогов у разных экспертов двукратное.

И, кроме того, у банков и без всяких переоценок стоимости залога более чем достаточно причин для того, чтобы требовать досрочного возврата кредитов.

В большинстве договоров среди пунктов, которые давали такое право банку, – резкое снижение доходов компании. Учитывая, что во многих отраслях снижение уже сейчас двукратное, почти все заемщики могут столкнуться с законным требованием вернуть деньги раньше срока. 

Себе дороже

Чаще всего банк прекрасно понимает, что не получит ничего. К примеру, есть банки, у которых до 40% обеспечения – это товар, производимый предприятием-заемщиком, а банк не имеет никакой возможности его контролировать и, в случае чего, изъять. Часто встречаются ситуации, когда здание заложено одному банку, земля под ним – другому, а оборудование в нем – третьему. И «выбить» свою часть залога в данной ситуации не представляется возможным, не вступив в конфликт не только с заемщиком, но и с другим банком (не говоря уже о том, что цена такого спорного имущества на рынке будет близка к нулю).

Получается, банки идут на что угодно, лишь бы не доводить дело до реализации залога. Даже в тех редких случаях, когда предприятие оказывается в руках банка, банкиры предпочитают прежних собственников не выбрасывать из числа акционеров, и, более того, заключить с ними опцион на обратный выкуп предприятия в дальнейшем, когда предприятие (в том числе и за счет рыночных и нерыночных ресурсов банка) снова встанет на ноги.

Так что даже те немногие, по кому уже прозвонил «маржин-колокол», могут вернуться в строй.

Автор: Николай Дзись-Войнаровский

Источник: Slon.ru, 27.07.2009 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики