Главная > Актуальные комментарии > Политика > Что решает уход Алексея Кудрина из руководства ЦСР

Что решает уход Алексея Кудрина из руководства ЦСР

Внешняя позиция позволяет и критиковать правительство, и не утопить его в критике

Уход Алексея Кудрина с поста председателя совета Центра стратегических разработок (ЦСР) – довольно любопытная история. Означает ли она, что Алексей Леонидович решил уступить виртуальное кресло «либерального гуру» и сосредоточиться на аудиторских отчетах? Очень сомневаюсь.

Кудрин, вопреки часто мелькавшим прогнозам и слухам, не претендовал весной 2018 г. на премьерский пост, понимая, что позиция эта в аппаратном смысле самоубийственна – если думать про 2024 г. Нынешнему премьеру уже пришлось взять на себя целый набор непопулярных решений. Но Дмитрий Медведев просто оказался заложником своей должности – для него отставка в любом случае означала аппаратный проигрыш.

Поэтому стратегия Кудрина весной 2018 г. была такой: ему нужно было показать, что у него есть готовый план развития государства, но при этом ни в коем случае премьером не становиться – ведь тогда этот план пришлось бы реализовывать и через лет шесть лет показывать результаты. Гораздо лучше подойти к 2024 г. неуслышанным мудрецом, который знал и говорил как надо. Теперь Кудрин получил идеальный пост – глава Счетной платы может ругать всех, не нести ответственности и при этом продолжать давать умные советы.

Однако публичное позиционирование по отношению к действующему кабинету министров для Кудрина определенная проблема. С одной стороны, выбранная роль предполагает необходимость постоянной критики власти. Только так можно усиливать публичное доверие к своей персоне. С другой – топить кабинет Медведева раньше времени Кудрину тоже не с руки. Медведеву второй раз войти в реку преемничества будет проблематично. Кудрин это прекрасно понимает, и поэтому он забыл ссору с Медведевым 2011 г. и теперь воспринимает его как ситуативного союзника, ведь отставка кабинета в ближайшие 2–3 года будет уже проблемой и для Кудрина. Смена на условных кейнсианцев приведет к тому, что тогда уже они получат хорошие стартовые позиции перед 2024 г.

Кудрину надо решать тонкую и противоречивую задачу: с одной стороны, поддерживать на плаву идейных партнеров в кабмине, с другой – ни в коем случае не брать за них публичную ответственность. Дистанцироваться, но и не топить. Решение задачи дается Кудрину непросто: он и поддержал пенсионную реформу, и выступил против повышения НДС и за изменение цены отсечения нефти в бюджетном правиле.

В такой ситуации нельзя превращать ЦСР в инструмент борьбы с кабмином. Однако если, наоборот, через ЦСР поддерживать правительство, то лучше от ЦСР дистанцироваться. Поэтому ход с «политическим внуком» логичен (Антон Силуанов был замом у Кудрина, а Максим Орешкин – замом у Силуанова). Да и лучше минимизировать риски того, что ЦСР напишет что-то не то (скажем, странная история вышла с газовым докладом – неназванные бизнесмены дали ЦСР очень солидные деньги, а в итоге субподрядчики написали текст, который предпочли даже публично не обсуждать из-за его невысокой проработанности). В общем, борьба за 2024 г. требует тонких механизмов. А ведь она еще только начинается. 

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 20.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики