Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Госкорпорации в России: есть претензии к форме, но не содержанию

Госкорпорации в России: есть претензии к форме, но не содержанию

Ведущий эксперт ФНЭБ Станислав Митрахович отвечает на вопросы ойнлайн-конференции портала Финам. RU

Государственные корпорации должны поменять свою организационно-правовую форму либо должны быть ликвидированы. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев, пояснив, что их «несколько выпустили из-под контроля». С августа этого года Генпрокуратура по поручению президента уже ведет проверку деятельности госкорпораций. Все они были созданы ещё в период президентства Владимира Путина и с момента их появления среди экспертов возникали все новые вопросы к такой форме государственного участия в экономике.

Приватизация таких корпораций как РОС-АТОМ могут привести к техногенным авариям как в росгидре, так как в погоне за прибылью вкладывать существенные деньги в безопасность (выработанных ресурс реакторов) частник не будет???

Станислав Митрахович: Здесь весь вопрос в качестве государственной сертификации безопасности работы АЭС, который должен быть в любом случае. Форма собственности здесь менее важна — та же Русгидро в основном находится в федеральной собственности, что не уберегло Саяно-Шушенскую ГЭС от серьезной аварии.
 

- Недавно представители правительства вновь заговорили о необходимости приватизации. С чем это связано и насколько оправдана продажа активов сейчас, когда вряд ли удастся выручить за них справедливую цену?

Станислав Митрахович: Есть и ещё одна важная причина возобновившихся разговоров о приватизации, о которой не так часто говорят. Да и вообще сама сущность процессов национализации и приватизации в современной России весьма отличается от тех же процессов где-нибудь в UK. Посмотрим внимательнее — пока СМИ и экспертное сообщество несколько лет обсуждали проекты по национализации, в реальности уже давно происходила подготовка именно к приватизации («национализация» же, все разговоры о ней — лишь промежуточная стадия). Ведь основные элитные группы во власти, управляющие госсобственностью, отлично понимают, что надежнее перевести её в частные руки, что минимизирует риски. Ведь даже если и произойдет смена политического режима, вернуть частную собственность будет намного сложнее — это показал пример с тем же Ходорковским. Контроль над «Газпромом» был перехвачен гораздо быстрее и бескровнее, чем контроль над ЮКОСом. Приватизация находящихся под «политическим кураторством» активов может перевести «кураторов» в категорию легальных собственников. При этом кризис дает прекрасный повод для приватизации — отсутствие средств для развития компаний. Повторяется старая история — конвертация близости к властному центру в собственность. Будет ли от этого собственно экономическая выгода для предприятий, повышение их конкурентоспособности — это ещё большой вопрос.

Насколько обоснованны претензии к госкорпорациям в «неэффективности» по сравнению с частными компаниями? Ведь и в тех и в других руководят наемные менеджеры и мотивация их не слишком отличается. Более того, коррупция в частных компаниях также имеет место в виде всевозможных откатов, использования служебного положения и преследования личных финансовых целей.

Станислав Митрахович: Служебное положение в частной компании, где у менеджера не так уж много подответственных ему людей — даже в крупной компании, не идет в никакое сравнение со служебным положением высокопоставленного руководителя госкорпорации. Последнего фактически никто не контролирует, а он совмещает работу бизнес-менеджера и работу чиновника, ответственного за прорыв в целой отрасли (отраслях) всей экономики страны, а не только собственно в своей фирме.

Не является ли атака медведева на госкорпорации попыткой потеснить Путина и его команду? Каким может быть ответ премьера?

Станислав Митрахович: Нет, не является. Это та умеренная коррекция курса Путина образца 2005—2007 гг., которая самим Путиным и санкционирована в связи со спецификой новых реалий (кризис и т. п.).

Как вы считаете, к чему приведет прокурорская проверка госкорпораций? Услышим ли по окончанию проверок какие-либо интересные выводы или это очередная показуха, призванная рейтинг президента поднять в глазах людей?

Станислав Митрахович: Какие-то нарушения точно выявят — чтобы подтвердить слова президента насчет проблем в работе госкорпораций. Но громких дел не будет — там изначально была задумана схема, при которой внешний контроль и выявление проблем сильно затруднен. Да и нет цели кого-то специально посадить — надо просто найти более эффективные формы организации проблемных отраслей хозяйствования.
 
Является ли прозрачной деятельность госкорпораций, и если да, то для кого? Может ли государство достаточно качественно контролировать расходование выделяемых госкорпорациям средств? Судя по отсутствию каких-либо громких (да и тихих) дел, судя по всему, госкорпорации — эффективные пользователи бюджетных средств.

Станислав Митрахович: Весьма эффективные пользователи и «осваиватели» госсредств, это правда. Как говорил ещё премьер Фрадков: «работать в госкорпорации очень удобно-то же самое что в правительстве, только взяток брать не надо».

- С чем на ваш взгляд связаны претензии к госкорпорациям? Почему вопрос к юридическо-правовой форме их организации встал только сейчас, по прошествии значительного времени?

Станислав Митрахович: Вообще-то претензии к госкорпорациям частью экспертов и даже отдельными политиками высказывались с самого начала их создания, говорили про создание неподконтрольных правительству "черных ящиков", которые будут жить сами по себе, не заботясь об эффективности. Но на тот момент как раз снятие контроля считалось необходимым. Логика была в следующем - обычная компания, пусть даже с солидным госучастием в акцинерном капитале, слишком зависит от акцинеров, которые хотят быстрой прибыли, и от проверяющих инстанций, которые "тормозят" творческую управленческую мысль. В итоге компания опасается вкладываться в разработку, например, высококачественного двигателя для автомобиля - слишком долго придется ждать отдачи и оправдания затрат, акционеры и проверяющие "не поймут". Вот чтобы дать возможность менеджерам рисковать, и были придуманы госкорпорации. Но практика показала, что особого толка все равно нет, и нет даже принципиальной возможности проконтролировать, пошли ли деньги, скажем, на действительно эффективных инженеров, разрабатывающих новый двигатель, или на какие-то совсем другие цели. Руководители госкорпорации всегда могут сказать, мол, "пытались разработать двигатель, но не вышло, дайте еще денег". Постепенно пришло понимание, что это тупик. Плюс кризис ударил - все это вместе и привело к решению курс на госкорпорации свернуть.
 
Источник: Финам.RU, 27.10.2009 

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики