Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Владимир Путин спас для АвтоВАЗа 600 млн рублей

Владимир Путин спас для АвтоВАЗа 600 млн рублей

Премьер-министр России Владимир Путин в понедельник на совещании по вопросам ценообразования и тарифам расквитался с представителями бизнес-структур за господдержку, оказанную в начале финансового кризиса. Особенно досталось металлургам, которых премьер призвал вернуться к долгосрочным контрактам с автопроизводителями. В итоге стороны пришли к компромиссу: сталелитейщики поднимут цены для автопрома на 22% вместо предлагавшихся изначально 30%, в результате чего затраты, например, АвтоВАЗа вырастут в 2010 году на 1,5–2 млрд рублей.

Совещание по ценообразованию и тарифам проходило при участии цвета российской экономической политики и бизнеса. По одну сторону с премьером за широким длинным столом сидели Дмитрий Козак, Игорь Сечин, Сергей Собянин, Эльвира Набиулина и другие не менее представительные лица. По другую— Сергей Кириенко, Алишер Усманов, Алексей Миллер, Владимир Лисин, Владимир Якунин и иные бизнесмены и финансовые чиновники. И почему-то не было Романа Абрамовича, с которого, как известно, начался весь металлургический сыр-бор.

Владимир Путин начал совещание с того, что нарисовал представителям бизнеса радужную картинку начавшегося выхода из финансового кризиса. По его словам, основные экономические показатели в стране пошли вверх, за первые четыре месяца 2010 года в России наблюдается «самая низкая инфляция за последние 20 лет— 3,8%», ВВП России увеличился на 3,5–4%, а уровень производства в промышленности— на 10,4%.

«Вновь пошли вверх цены на товары российского экспорта, неплохо держатся нефтепродукты, газ (и по ценам, и по объемам), металлургическая промышленность встает на ноги, цены на металлы пошли вверх»,— рассказывал Путин бизнесменам, которые и так все это знали.

«Такой разворот конъюнктуры вселяет оптимизм. И даже порождает ощущение, что все трудности остались позади. Конечно, хотелось бы, чтобы это было именно так. В то же время, слишком большой оптимизм— плохой советчик. Он может спровоцировать на неосторожные шаги, обернуться серьезными негативными последствиями».

Неожиданно премьер напомнил, что в мировой экономике, в частности в еврозоне, с которой у России более 51% товарооборота, еще «очень острые проблемы происходят», а для выхода на докризисный уровень российской экономике потребуется не менее 2–3 лет.

Реальный сектор— РЖД

Мерами по улучшению ситуации премьер назвал финансовую поддержку ОАО РЖД в размере 106 млрд рублей и российского автопрома в размере 102,5 млрд, пояснив, что, вкладывая деньги таким образом, правительство создает благоприятные условия для других отраслей промышленности— для тех, кто поставляет металл, электроэнергию и комплектующие. И тут же вывел главный тезис совещания.

«Естественно, что оказывая поддержку реальному сектору экономики, правительство вправе рассчитывать на ответственную позицию бизнеса, на вашу ответственную позицию, уважаемые коллеги, на понимание и сотрудничество с вашей стороны,— Путин оглядел присутствовавших в зале.— На то, что никто не станет использовать бюджетную поддержку, как средство получения сверхдоходов: средства бюджетной поддержки, направленные на то, чтобы выйти из кризиса, поддержать вас в трудную минуту, но не для получения сверхдоходов, хочу еще раз подчеркнуть».

Металлургам не нашлось основания

Путин подчеркнул, что резкий скачок цен на базовые товары и услуги— тем более срыв поставок— «способны серьезно осложнить положение дел в ключевых секторах экономики России». Поэтому необходимо «держать под жестким контролем все факторы роста цен, не допускать действий, которые вновь смогут раскрутить спираль инфляции».

«Не могли проскочить мимо, незамеченными, планы ряда крупных металлургических компаний существенно увеличить цены для отечественных потребителей. По нашему мнению, серьезных оснований для таких действий не имеется»,— подчеркнул премьер.

 «Да, конечно, цены мирового рынка сейчас выше, чем полгода, или даже год назад. Но даже с учетом этого одномоментное повышение цен на внутреннем рынке для внутренних потребителей на 25–30% выходит за рамки нормальной экономической логики»,— недоумевал премьер. И устало добавил: «Да и не можем мы в данных условиях позволять себе такие скачки».

Семерых одним ударом

По мнению Путина, за бурной ценовой политикой металлургических компаний стояло стремление «отыграть понесенные потери в условиях кризиса».

«Я могу вас, как руководителей предприятий, несущих ответственность за свои коллективы, понять,— признался Путин бизнесменам.— Но у правительства ответственность более широкая— за всю экономику. Поэтому вы должны понять нас.»

«Отыграть все потери, сделать это одним ударом, не задумываясь о последствиях для остальных участниках национального рынка, для автопрома, железнодорожников, ЖКХ и других отраслей— это очень опасно и необоснованно»,— утверждал Путин, напомнив, что государство, вкладывая деньги в жилье и инфраструктуру, тоже является покупателем продукции металлургов, поэтому рост цен на металл «негативно отразится и на выполнении федеральных и региональных инвестиционных, в том числе и социально значимых».

В качестве способа выхода из кризисной ситуации Путин предложил вернуться к заключению долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цены, что, по его словам, исключит скачкообразное изменение цен. Все споры и разногласия по ценам Путин предложил решать не с помощью прекращения поставок, а в судах.

В этой связи Путин зачем-то сказал, что Газпром «даже в период согласования цен и споров никогда не прекращает поставку газа потребителю»,— будто забыв про «газовые войны» с Украиной.

Понимание достигнуто в ручном режиме

Так же Путин сообщил, что «в последние дни» в правительстве велись интенсивные консультации с металлургами и потребителями их продукции.

 «В результате взаимопонимание, как я понимаю, достигнуто. А возникающие разногласия— урегулированы»,— убедительным тоном, не терпящим возражения, говорил Путин, видимо, сообщая участникам этих переговоров их результат прямо здесь.

«Прошу в ближайшее время закрепить эти договоренности, что называется, на бумаге в долгосрочных контрактах»,— указал Путин.

Тарифы будут держать

Премьер в заключении отметил, что правительство пришло к необходимости сдерживания роста тарифов естественных монополий. В частности, по его словам, правительство рекомендует энергетикам «Русгидро» и «Росатому» ограничить рост тарифов в 2011 году, рост тарифов РЖД также будет ниже, чем у других монополий, а переход к равной доходности внутренних и экспортных поставок газа будет более плавным. Премьер подчеркнул, что подобное сдерживание «даст экономике вздохнуть», и что он рассчитывает на ответственный подход к ценообразованию частных компаний. «Это в наших общих интересах»,— подчеркнул премьер.

Однако после совещания генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС» Вадим Швецов признался GZT.RU, что никаких практических механизмов для сдерживания аппетитов бизнеса у правительства нет.

«Здесь очень важно, с точки зрения внутреннего рынка, вести себя правильно. Понимание этого у бизнес-сообщества есть, но это, скорее, джентльменское соглашение»,— — отметил бизнесмен.

Глава государственной корпорации «Ростехнология» Сергей Чемезов после совещания сообщил, что с июня 2010 года цены на металл для автозаводов КамАЗ и ВАЗ, входящих в «Ростехнологии», вырастут только на 22% вместо тех 30%, на которых настаивали металлурги до вмешательства правительства.

«Мы понимаем, что у металлургов есть определенные сложности, так как в течение года они не поднимали цены на металл. Но мы были вынуждены обратиться в правительство, поскольку с 1 июня поставки металла по старым ценам нам прекратились бы»,— объяснил Чемезов взаимоотношения с «Северсталью» и Магнитогорским металлургическим комбинатом.

Цена лояльности

«Каждый год поступают жалобы от конечных потребителей о том, что металлурги поднимают цены»,— обращает внимание аналитик ВТБ Капитал Игорь Лебединец. Однако, по его словам, рост цен на металлургическую промышленность— это глобальный тренд, который отчетливо прослеживается на мировом рынке. «Цены на уголь, руду выросли, тоже самое происходит в России, поэтому говорить о том, что дело только в аппетитах металлургов не совсем правильно»,— поясняет Лебединец.

Между тем, рост цен в металлургической отрасли оборачивается для конечного производителя существенными потерями. По оценкам президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, в ближайшие полгода в связи с ростом цен на металлопродукцию завод потеряет около 1,5–2 млрд рублей.

«На фоне роста цен на сталь на уровне 20%, себестоимость производства автомобиля возрастает на 3–4%, соответственно, ни о каких двузначных темпах роста говорить не приходится»,— комментирует аналитик «Уралсиб Кэпитал» Николай Сосновский. По его мнению, заключение долгосрочных контрактов отчасти разрешит эту ситуацию. «Другой вариант решения проблемы— цены будут двигаться менее скачкообразно. Возможно, придется заключать контракты по объемам, чаще цены пересматривать»,— не исключает Николай Сосновский.

Эксперт убежден, что компромисс непременно будет найден. «У металлургов достаточно сильное лобби, и вряд ли им будет категорично сказано „поставляйте по прошлогодним ценам“, или „ни в коем случае не повышайте“. Таким устраивающим всех вариантом может стать рост цен на порядка 20%, оценивает Сосновский.

«Ситуация в экономике непростая, и повышение цен на значимые товары раскручивает цепочку негатива, в том числе и инфляционную»,— соглашается с оценками правительства генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Вместе с тем, в первую очередь страдают участники рынка, «которые власть вытягивает за волосы из болота достаточно давно». «Некоторые из них, как например, АвтоВАЗ, уже бы надо утопить, чтобы не мучились, но это классический „чемодан без ручки“, которые несем, потому что жалко выкинуть»,— комментирует Симонов.

По его мнению, основная проблема российской экономики заключается в том, что она не работает по западному принципу, когда государство присутствует как регулятор. Российская экономика находится в режиме «ручного управления», правительству приходится вмешиваться в каждую историю и давать указания. «Государство предпочитает собирать совещания и грозить пальцем, так как в ручном режиме решить текущие проблемы быстрее. Но следует также признать, что и сам бизнес уже привык работать в подобном формате»,— констатирует Симонов.

Автор: Наталья Говорова, Денис Тельманов

Источник: Gzt.ru, 31.05.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики