Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Время собирать «камни»: проблемы посткризисного развития экономики России

Время собирать «камни»: проблемы посткризисного развития экономики России

Для того чтобы готовить стратегию развития экономики страны на будущее, важно знать и понимать, какие результаты дали планы прошедшие. Летом 2010 года исполняется десять лет с момента внесения в Правительство России «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года», и ее срок истекает в текущем году. Оценку результатов ее реализации провели Центр стратегических разработок и Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, которая велась по двум направлениям. Первое – по выполнению конкретных мер, второе – по достижению целей. Каждая мера оценивалась с точки зрения того, реализована она или нет, и если да, то в какой степени. Общий уровень реализации мер Стратегии-2010 составляет примерно 36%. С достижением целей Стратегии-2010 дела обстоят примерно так же, как и с реализацией мер. Были достигнуты только три из десяти провозглашенных стратегических целей. Так почему же возникали несоответствия между выполнением мер и достижением целей? Эксперты видят три возможные причины.

Во-первых, половинчатость мер часто давала несоразмерно худший результат. Во-вторых, некоторые меры попросту не оправдали ожиданий. В-третьих, цели, обозначенные в Стратегии-2010, не во всем соответствовали реальным общественным и государственным приоритетам. Большая часть из нереализованного сохраняет свою актуальность и сегодня, и эту часть придется выполнять на следующем цикле реализации экономической политики. Здесь главное, как считают эксперты, чтобы, имея большие заделы, приложить относительно умеренные усилия, добиваясь положительного быстрого результата.

Интересен опыт Беларуси. По состоянию бизнес-климата Беларусь за два последних года улучшила свои позиции в рейтинге Doing Business Всемирного банка, переместившись со 110-го на 58-е место. А по легкости открытия бизнеса улучшение вообще оказалось беспрецедентным. Всего за год Беларусь поднялась с 97-го на 7-е место, оставив позади почти все страны Евросоюза. Успех Беларуси, которую часто называли в числе аутсайдеров рыночных реформ, свидетельствует об адекватной реакции властей на необходимость повышения конкурентоспособности в условиях глобального кризиса. Сочетание политической воли и нереализованной повестки реформ стало, судя по всему, решающим фактором быстрого успеха этих преобразований.

Что касается России, то вопрос стоит так: в каких направлениях могут возникнуть дополнительные стимулы для проведения структурных реформ в условиях посткризисного периода? Вот что на этот вопрос отвечают эксперты.

Во-первых, это реформа бюджетной сети. Минфин России объявил программу повышения эффективности бюджетных расходов, которая предполагает к 2012 году перевод большинства бюджетных учреждений на новый режим финансирования – не по смете, а через государственный заказ услуг. Фактически это означает постепенный переход от покрытия издержек к финансированию результатов и создает условия для масштабной оптимизации бюджетной сети.

Во-вторых, это пенсионная реформа. Нарастающий дефицит пенсионной системы и резкое увеличение расходов на выплату пенсий в последние два года создали угрозу долгосрочной устойчивости не только пенсионной системы, но и всего бюджета. Эту проблему власти хорошо осознают. Соответственно, неизбежен очередной этап пенсионной реформы, который, скорее всего, будет связан с поиском источников повышения сбалансированности пенсионной системы.

В-третьих, это вопросы делового климата и качества институтов. Относительное ухудшение конкурентоспособности в макроэкономической и бюджетной сферах приходится чем-то компенсировать. И неслучайным на этом фоне стало возрастание интереса властей к проблемам дебюрократизации и дерегулирования.

Бюджетное давление заставляет продолжать реформы и в сфере естественных монополий. В новом цикле реформ потребуется жесткий отбор ограниченного числа приоритетов. В том числе придется делать нелегкий выбор между завершением старых заделов и обновлением стратегической повестки реформ под влиянием глобального развития.
Принимая актуальные решения, властям стоит прислушаться и к мнению наиболее активной части населения – предпринимателей. Состояние бизнеса, как барометр, абсолютно четко указывает на результативность выбранных направлений. Например, по данным опросов ВЦИОМ, наибольшую озабоченность у российского бизнеса устойчиво вызывают пять проблем: две из них касаются обеспечения процесса производства, три – взаимодействия бизнеса с властью.

Если в последний докризисный 2008 год наибольшие проблемы предприниматели связывали с обеспечением процесса производства – с недостатком квалифицированных кадров (60%) и ростом цен (52%), то в 2009 году на первый план вышли проблемы, относящиеся к сфере взаимодействия бизнеса с властью, – коррупция (62%) и высокие административные барьеры (53%).

Из всех антикризисных мер, предпринятых Правительством РФ, предприниматели наиболее позитивно оценивают снижение ставки налога на прибыль. К числу наиболее одобряемых инициатив также относятся ограничение проверок субъектов предпринимательской деятельности (29%) и снижение ставки налога в рамках упрощенной системы налогообложения (26%). Далее следует снижение платы за присоединение к электрическим сетям (22%), субсидирование части процентной ставки по кредитам (21%). Наименьшее одобрение респонденты выражают в отношении повышения ввозных таможенных пошлин – ее положительно оценивают лишь 7%, зато 24% высказывают неодобрение.

Видя и понимая проблемы, можно четче очертить перспективы развития страны. А их охарактеризовал на заседании Правительства РФ, состоявшемся в начале июня, Владимир Путин. Он сказал, что по консервативной оценке, увеличение ВВП должно составить 3,4%. «Конечно, мы должны добиваться создания условий для большего роста экономики – 4% и выше. Необходимо возместить потери, понесенные в период экономического кризиса. В основе положительной динамики ВВП должно лежать не просто накачивание объемов, а качественные характеристики, активизация инвестиционных процессов и рост производительности труда. Соответственно, параметры планируются на уровне 8,8 и 3,3%», – уточнил премьер.

Другой важнейшей задачей предстоящей трехлетки является устойчивое снижение инфляции до уровня не выше 5–7% в год. «Именно поэтому мы пошли на серьезное ограничение роста тарифов естественных монополий», – заявил Председатель Правительства России. Так, в текущем году стоимость грузоперевозок на железнодорожном транспорте увеличится примерно на 12,5%, а в будущем году индексация не превысит 8%. Рост цен на газ в 2010 году будет 26,5%, а в 2011 году составит лишь 15%. Рост цен на электроэнергию, даже с учетом решений по либерализации рынка, не должен превысить 13–15% – это ниже уровня 2010 года (17%).

На заседании правительства был представлен проект сценарных условий функционирования экономики РФ и основных параметров прогноза социально-экономического развития страны на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, которые  разработаны на вариантной основе. Основные варианты прогноза – варианты 1b и 2b – базируются на гипотезах относительно устойчивого восстановления мировой экономики и умеренного роста цен на нефть Urals до 78–79 долларов за баррель в 2012–2013 годах. Консервативный вариант 1b разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года, а также медленного восстановления кредитной активности. Умеренно-оптимистичный вариант 2b отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. В 2011–2013 годах реализуется более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ, на региональное развитие, и сдержанная политика регулирования тарифов на электроэнергию. Наряду с рационализацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции. Рост ВВП в 2010–2013 годах прогнозируется на уровне 3,4–4,2%. Дополнительно к основным вариантам прогноза проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпами роста мировой экономики.

Вариант 1а разработан в условиях снижения цены на нефть Urals в 2012–2013 годах до 68–62 долларов за баррель вследствие замедления роста мировой экономики до 2,7–3,3%. Адаптация российской экономики к этому пессимистическому сценарию развития мировой экономики потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста. Вариант 2с отражает более оптимистичную гипотезу выхода мировой экономики из кризиса, более высокий уровень спроса на энергоносители и восстановление положительной тенденции роста цен на нефть до 85 долларов в 2012 году и до 90 долларов за баррель – в 2013-м. Вариант 2b выбран в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2011–2013 годы. Он отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. Все рассматриваемые сценарии носят консервативный характер.

Так как все сценарные условия – энергоресурсные, то их оценит специалист. Вот мнение Константина Симонова, директора Фонда национальной энергетической безопасности:
– Я много раз говорил о том, что главная угроза для России – это не столько угроза падения цен на нефть, сколько возможная угроза падения добычи. И это серьезный вопрос: способны ли мы производить столько сырья, даже если оно будет востребовано на рынке? …Сырьевой голод усиливается  – значит, сырье будет дорогим товаром. Это касается и нефти, и других сырьевых материалов. Но и производителям эти товары будут даваться более тяжело.

Автор: Вячеслав Аксенов

Источник: Народная газета (Белоруссия), 17.06.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики