Главная > Актуальные комментарии > Политика > Год Мишустина: главные итоги работы российского премьера

Год Мишустина: главные итоги работы российского премьера

Михаил Мишустин заступил на должность премьер-министра Российской Федерации ровно год назад. Итоги первых 12 месяцев работы главы правительства вместе с опрошенными экспертами подводит «ПолитРоссия».

Первый год Мишустина

Ровно год назад, 15 января 2020 года, Правительство Российской Федерации во главе с Дмитрием Медведевым было отправлено в отставку. Уже на следующий день стало известно имя нового премьер-министра страны – им стал возглавлявший на тот момент Федеральную налоговую службу Михаил Мишустин. А еще через пять дней он представил Владимиру Путину список кандидатов на должности в новом правительстве – все они были одобрены главой государства. Согласно указу «О структуре федеральных органов исполнительной власти», состав нового кабинета министров поменялся почти наполовину, причем изменения коснулись как профильных ведомств, так и состава вице-премьеров правительства.

Как отмечали эксперты, главные задачи, которые были поставлены перед новым премьером и его командой, заключались в исполнении национальных проектов, развитии отстающих регионов и выстраивании бюджетной дисциплины. Именно для решения этих вопросов в кабмин были назначены так называемые новые менеджеры. На момент назначения сразу восемь новичков – вице-премьеры Дмитрий Григоренко и Виктория Абрамченко, министр культуры Ольга Любимова, министр связи Максут Шадаев, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки Валерий Фальков, министр труда Антон Котяков и министр экономики Максим Решетников – не перешагнули отметку в 50 лет. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» член комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков, собранная Мишустиным команда и амбиции ее новых членов говорили о том, что новое правительство полно решимости дать российской экономике стимулы для устойчивого развития. 

«Национальные проекты, которые должны были стать локомотивом роста ВВП и экономики страны, на тот момент по-прежнему были не реализованы. Об этом открыто говорил и президент. Поэтому, безусловно, прибытие новых кадров должно было решить эту проблему. В правительство пришли новые и правильные люди, новые молодые менеджеры, которые получили четкие указания. Они все технократы, люди принципиально иного склада ума, что необходимо для такой работы. И это не были люди со стороны – каждый из них и, в первую очередь, сам Михаил Владимирович, уже обладали солидным и успешным опытом работы на серьезных должностях», – отмечает депутат. 

Однако уже совсем скоро стало понятно, что смелые планы по реализации национальных проектов и постановке российской экономики на новые рельсы придется отложить. Правительство Михаила Мишустина столкнулось с новым серьезным вызовом – пандемией коронавируса.

Борьба с пандемией

Об угрозе малоизученной на тот моменты коронавирусной инфекции COVID-19 стало известно уже в середине января. Уже 31 числа вице-премьер Татьяна Голикова сообщила о первых двух зарегистрированных случаях заболевания в России. После этого счетчик инфицированных неуклонно стремился ко все более высоким показателям. Впрочем, новый кабмин оказался более чем готов к этому вызову – уже 29 января при правительстве Мишустина был создан оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории страны.

Впоследствии именно по инициативе премьера был создан координационный совет по борьбе с коронавирусом. В него, помимо самого Михаила Мишустина, вошли члены оперативного штаба, специально собранная комиссия по экономике, а также главы всех регионов страны. Это позволило оперативно координировать все действия и, что называется, держать руку на пульсе всех событий, которые уже начиная с марта стали разворачиваться со стремительной скоростью.

Как рассказал нашему изданию политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, именно пандемия коронавируса стала настоящей проверкой на прочность для Михаила Мишустина. Премьер в рекордно короткие сроки сумел разобраться в ситуации, в результате чего с первой волной нашей стране удалось справиться за шесть недель – ровно столько продлился режим нерабочих дней, действовавший по всей стране. Удалось сдержать распространение вируса и во вторую волну, которая пришлась на ноябрь-декабрь прошедшего года.

 

«Михаил Мишустин приходил на позицию премьера для решения экономического кризиса, который усугубился пандемической угрозой, из-за чего ему пришлось в спешном порядке диверсифицировать свои усилия сразу по нескольким ключевым направлениям. Команда Мишустина, при том, что есть вопросы к организации финансовых потоков и организации работы на региональном, микроэкономическом уровне, тем не менее смогла справиться с ситуацией. Ситуация стала полностью управляемой, а это значит, что контроль над кризисом и ковидной угрозой существует. И я считаю это самым важным итогом деятельности Михаила Мишустина на посту премьер-министра России за прошедший год», – уверен Алексей Мухин.

 

О напряженной работе премьера в этот непростой год говорит и тот факт, что ему самому не удалось избежать заражения. Коронавирус был диагностирован у Мишустина в конце апреля, в результате чего обязанности главы правительства были переданы первому вице-премьеру Андрею Белоусову. Тем не менее сам глава кабмина, находясь на больничном, не сидел сложа руки и вовсю работал с документами, постоянно находясь на связи с коллегами.

Поддержка населения

Несмотря на то что вся страна на протяжении шести недель находилась в режиме оплачиваемых каникул, эта ситуация все равно ударила по доходам как рядовых граждан, так и предпринимателей. И поэтому одной из главных задач, поставленных перед кабмином в прошлом году, стало оказание финансовой поддержки наиболее пострадавшим и уязвимым слоям населения. И с этой задачей правительство Михаила Мишустина справилось более чем эффективно.

Уже в апреле кабинет министров установил специальные выплаты медицинским сотрудникам, работающим с пациентами с коронавирусом – на ежемесячные выплаты, достигавшие 80 тысяч рублей, могли рассчитывать не только врачи, но и медсестры и санитары. В апреле же было принято решение и об оказании финансовой поддержки семьям с детьми. Так, с апреля по июнь на каждого ребенка возрастом до 3 лет полагалась ежемесячная выплата в размере 5 тысяч рублей, в то время как на детей от 3 до 16 лет полагалась разовая выплата в размере 10 тысяч рублей. В конце же июня все семьи, воспитывающие детей возрастом до 16 лет, получили от государства еще по 10 тысяч рублей.

Как считает заведующий кафедрой «Прикладная политология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Константин Симонов, правительство под руководством Михаила Мишустина сделало верный выбор, когда решило поддержать семьи с детьми – такая точечная поддержка более эффективна, нежели равномерное распределение средств по всем гражданам.

 

«Понятно, что год оказался специфическим. Изначально была идея, что новое правительство придаст новое ускорение, найдет какие-то новые экономические решения, серьезные, глобальные, стратегические. Но в итоге пришлось тушить коронавирусный пожар. Мы все прекрасно понимаем, что решение такой сложной и непредсказуемой задачи не может остаться без недовольных. Так и произошло: кто-то хотел всем раздать вертолетные деньги, кто-то считает, что выплаты должны были быть больше, кто-то уверен, что недостаточно поддержали бизнес», – отмечает политолог.

 

По его словам, в целом кабмин предпринял серьезные усилия в этом направлении. Так что с точки зрения антикризисного регулирования правительство хорошо провело этот год. При этом нельзя забывать, что необходимая помощь оказывалась не только гражданам, но и представителям бизнеса. Для того чтобы удержать экономическую ситуацию на плаву, правительство по поручению Мишустина разработало комплекс мер по поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики, среди которых оказались розничная торговля, сфера услуг, общественное питание, транспорт, туризм. В общей сложности на эти цели было выделено порядка 3 триллионов рублей.

Главные достижения

Впрочем, экстраординарные условия, в которых пришлось работать Мишустину, не сняли с него главную задачу – обеспечение устойчивого экономического развития страны. Конечно, было бы несправедливо требовать стопроцентной эффективности от правительства в коронавирусный год, однако именно позитивные сдвиги в экономике России должны были стать главным показателем эффективности нового премьера. И, как считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков, на этом поприще Михаилу Мишустину есть, чем похвастаться.

 

«Например, деньги, которые раньше не расходовались и висели балансами на счетах, начинают находить применение. То есть с этим Михаил Мишустин действительно начинает разбираться. Конечно, здесь налоговика и человека, который смог наладить электронный учет за доходами и расходами, в нем пока больше, чем премьера. Но это в любом случае позитивный сдвиг. То есть мы видим, как Михаил Мишустин все свои компетенции переносит в правительство», – отметил эксперт в беседе с корреспондентом нашего издания.

 

Еще одно важное достижение Мишустина – долгожданный старт проекта Северного морского пути. Эта торговая магистраль в перспективе будет иметь стратегическое значение для российской экономики. И именно при новом премьере этот проект приобрел внятные очертания – так, в конце декабря был подготовлен прогноз грузопотока по Севморпути.

 

«Из того, что в этом году было в плане мобилизационного, которое могло бы дать скачок экономике в будущем, можно назвать проекты "Восток Ойл" и Северный морской путь. Это наша будущая транспортная и торговая артерия. Об этом всегда очень много говорили, но Мишустин стал первым, кто взялся за эти вопросы всерьез. И мы видим, что у нас сегодня есть все возможности для того, чтобы реализовать их», – рассказывает Крутаков.

 

По мнению первого заместителя председателя комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенева, есть сразу несколько составляющих, которые позволяют говорить об успешном старте карьеры Мишустина на посту премьера. Пройден стресс-тест для национальной экономики в условиях пандемии. И по соотношению потраченных ресурсов к результату наша исполнительная власть продемонстрировала одну из лучших в мире практик. Сразу несколько отраслей, несмотря на пандемию, даже показали рост. И это произошло благодаря мерам поддержки, что вызывает у некоторых наших оппонентов даже определенную зависть.

 

«Наша экономика благодаря приходу команды Мишустина становится более современной, поскольку упор делается на цифровые технологии, на стимулирование развития высокомаржинальных передовых отраслей, среди которых не только IT-отрасль, участники которой получили существенные налоговые преференции, и таких налоговых режимов, наверное, нет ни в одной стране мира. Но и био-, и фармо-, и медицинская техника, и целый ряд других направлений получили существенную поддержку», – считает Гутенев.

 

В свою очередь, Константин Симонов считает, что в заслугу Михаилу Мишустину следует поставить и изменения в налоговом законодательстве, в результате чего с 1 января 2021 года доходы более 5 миллионов рублей будут облагаться по налоговой ставке 15 %. Изначально с этой инициативой выступил Владимир Путин, однако именно правительство было ответственно за ее реализацию.

 

«Заметно, что новое правительство – и в этом сказывается бэкграунд премьера как главного налоговика страны – первый год провело в поиске денег, что называется, в карманах у граждан. Разумеется, я имею в виду только наиболее богатых граждан. Так, власти поменяли ставку НДФЛ для людей с определенным доходом. Это понятная и правильная линия», – считает политолог.

 

Помимо этого, все эксперты отмечают разумный прагматизм, свойственный Мишустину. Он, в частности, отразился в сокращении числа госслужащих, сокращении числа заместителей в федеральных органах исполнительной власти, то есть сокращении числа этажей в системе управления. Такие действия, как правило, делают систему управления более эффективной и более мобильной. Также происходит такая очень правильная, по мнению экспертов, процедура, как делегирование полномочий регионам. С одной стороны, это дает больше свободы, но с другой – увеличивает ответственность. И это позволяет проводить в регионах более эффективную как социальную, так и экономическую политику.

Неудачи

Впрочем, первый год работы Михаила Мишустина ознаменовался и некоторыми неудачами, о которых, в частности, говорил и президент страны. Так, обращаясь 24 декабря к членам правительства, Владимир Путин заявил о том, что правительство осенью и в начале зимы допустило резкий рост цен на базовые продукты питания. Кроме того, президент критиковал работу кабмина и в части проработки вопросов гармонизации законодательства в области физкультуры и спорта. Наконец, неудовлетворительные результаты продемонстрировал и экономический блок в целом, что послужило причиной для публичной критики в адрес министра экономики Максима Решетникова.

Как считает Алексей Мухин, это абсолютно нормальная ситуация: было бы наивно полагать, что в столь сложный период обойдется вообще без неудач. Главное же сейчас – сделать правильные выводы из имеющихся ошибок и не допускать их впредь.

 

«Конечно же, и на Солнце есть пятна. Например, очень сложная ситуация сложилась в сфере образования. В сфере здравоохранения тоже есть немалые проблемы. И все эти вопросы придется решать уже в 2021 году. Были также проблемы с невыплатой медикам положенных им средств, что оставило, конечно, серьезный осадок. Однако с этим, к счастью, удалось разобраться», – считает политолог.

 

Константин Симонов, в свою очередь, предлагает смотреть на проблемы более глобально. По его словам, главным минусом первого года Мишустина на посту премьера страны является отсутствие по-настоящему глобальных экономических проектов.

 

«Что касается взгляда вперед, новых экономических смыслов, то я здесь, увы, никаких прорывов пока не вижу. Наоборот, мне кажутся очевидными сложности в стратегическом видении. Правительство больше склоняется к идее ставки на крупные промышленные проекты, которые должны дать какой-то крупный эффект. Но насколько адекватной окажется такая ставка – это очень спорный вопрос. Да, мы видим, что особым вниманием пользуется цифровой и IT-кластеры, были приняты разумные налоговые решения. Это понятно и правильно. Но это не может быть единственным дополнением к этой большой кейнсианской истории про крупные промышленные проекты», – уверен аналитик.

 

По его словам, если раньше были попытки создания комфортных условий для бизнеса и притока инвестиций, то в условиях санкций правительство решило отказаться от таких вариантов и действовать проще, выбрав несколько крупных промышленных направлений, которые при помощи государственных денег должны запустить процессы импортозамещения, создания рабочих мест и так далее. Такой же точки зрения придерживается и Леонид Крутаков, отмечающий в большей степени инерционный режим работы нового правительства.

 

«Очень сложно делать какие-то далеко идущие выводы, поскольку год прошел в условиях пандемии и рецессии мировой экономики. О том, что Мишустин взялся при этом сокращать аппарат, реконструировать правительство и систему принятия решений, тоже говорить сложно – результатов пока еще нет. Не сказал бы я и о том, что приход Мишустина ознаменовал какой-то новый взгляд. Пока что все движется достаточно инерционно. Мишустин до сих пор наводит порядок в том доме, который получил, хотя это и довольно логично», – отмечает политолог.

 

С такой позицией не согласен Владимир Гутенев. По его словам, даже с учетом таких негативных факторов, как пандемия коронавируса, общая рецессия мировой экономики, сделка ОПЕК+ и так далее, правительству Михаила Мишустина удалось создать необходимый для будущего рывка задел, который уже сегодня дает положительные результаты.

 

«Был сформирован целый ряд базовых фундаментальных вещей, которые коренным образом меняют траекторию национальной экономики и приоритеты в этом развитии. В частности, был принят закон с таким неярким названием, как "Закон о квотировании". Но за этим неярким названием стоит новая огромная возможность осуществлять реальное импортозамещение. В первую очередь, это касается предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые по непонятным причинам порой дискриминировались на нашем внутреннем рынке. Сейчас же при наличии отечественного аналога в рамках реализации тех же нацпроектов невозможно будет закупать продукцию зарубежную», – считает парламентарий.

 

Самое главное, по его словам, что кабмин, несмотря на все трудности, обеспечил стабильность и устойчивость макроэкономических показателей, а также продолжил осуществление знаковых инфраструктурных проектов.

Второй год станет определяющим

Эксперты в один голос отмечают, что настоящие итоги работы премьер-министра России можно будет подводить лишь через год. Этому есть сразу несколько объективных причин. Так, из-за коронавируса правительство Мишустина было вынуждено отложить выполнение всех задач по реализации нацпроектов – еще в июле было принято решение продлить сроки достижения национальных целей до 2030 года. Однако уже к марту 2021 года кабмин намерен завершить корректировку государственных программ в соответствии с обновленными целями развития и национальными проектами.

По словам Владимира Гутенева, именно январь 2022 года и покажет в полной мере, насколько эффективно Михаил Мишустин умеет решать поставленные перед ним задачи. Но в то же время не стоит забывать о той работе, которая была проделана за прошедший год.

 

«В целом, Мишустину за этот год можно поставить крепкую четверку. И она не является пятеркой лишь потому, что не хочу, чтобы он и его команда снизили темпы, увидев свои успехи. Но, конечно, я считаю, что в целом у Михаила Мишустина очень и очень позитивные итоги работы за этот год. Сейчас он выглядит человеком абсолютно заслуженно занимающим свое место. И своевременность смены экипажей, и технократичность Михаила Владимировича востребованы именно сейчас, когда, с одной стороны, мы оптимизируем затраты и, с другой стороны, делаем смелые шаги вперед по тем направлениям, по которым нужно быстро двигаться. И этот симбиоз экономности, эффективности и желания брать на себя ответственность за смелые шаги, является основным плюсом нынешней команды», – считает депутат.

 

Похожей точки зрения придерживается и Вячеслав Лысаков. По его словам, уже сегодня видно, что в лице Мишустина наша страна получила эффективного управленца и организатора.

 

«Я думаю, что с учетом сложности картины и реальности, в которой произошла эта смена власти, сейчас объективно сложно судить о Мишустине как о премьере. Но за прошедший период он показал себя достаточно реально мыслящим, адекватным и корректным руководителем высшего звена, высшей исполнительной власти. Как специалист, который, кроме общих слов, которые мы зачатую слышим от руководителей высокого ранга, знает и конкретику как своей специальности, так и общеэкономической ситуации в стране. Он человек дела – и это главное. А что будет дальше – посмотрим», – уверен Лысаков.

 

На прошедшей в конце декабря пресс-конференции Владимир Путин подчеркнул, что, хотя коронавирус и внес существенные правки, все поставленные стратегические цели никуда не исчезли. И, как отмечают эксперты, важно понимать, что именно под их выполнение и формировалось новое правительство. А это значит, что в новом году Михаилу Мишустину можно только пожелать, чтобы никакие сторонние факторы не помешали ему добиваться необходимого результата.

 

«Правительству и лично Михаилу Мишустину в новом году я бы пожелал, чтобы коронавирусный кризис побыстрее закончился, 2021 год не стал "годом № 2", когда нужно опять тушить пожары, и кабмин приступил бы к реализации каких-то долгосрочных стратегических историй. Главная задача правительства – заниматься экономикой и серьезным целеполаганием. В коронавирусный год этого требовать сложно, но в 2021 году на этом багаже выезжать будет сложно», – резюмирует Константин Симонов.

 

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 15.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики