Главная > Актуальные комментарии > Политика > Реформа ЖКХ обречена на провал

Реформа ЖКХ обречена на провал

По прогнозам министра регионального развитии Владимира Яковлева, к концу 2007 года количество товариществ собственников жилья в России увеличится более чем вдвое по сравнению с прошлым годом. Сейчас в стране приватизировано 77% квартир, но в начале 2007 года всего 7% квартир находились в домах, где созданы товарищества собственников жилья (ТСЖ). Уже к июлю этот показатель достиг 20% и, возможно, еще увеличится.

Казалось бы, налицо четкое свидетельство того, что реформа ЖКХ набирает обороты. Однако с ростом цифр растут и проблемы.

Владимир Яковлев напомнил, что для жителей, которые создают ТСЖ, до недавнего времени действовали те же правила, которые действуют на коммерческие организации: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Минрегионразвития в настоящее время вышло с предложениями отменить эти налоги.

Но есть и другие вопросы, в частности связанные с имуществом. Типичный для сегодняшнего дня пример: создав ТСЖ, граждане выясняют, что никакого имущества, которое может приносить доход, они не получили. То, что по закону должно принадлежать ТСЖ, давно объявлено собственностью государства.

И в Москве, и в Петербурге подвалы, чердаки, парадные, встроенные нежилые помещения оформлены как городская собственность. В свое время администрация приняла решение о «регистрации права собственности города» на соответствующие помещения, поскольку они являются коммерчески привлекательными, и успела часть из них сдать в аренду, часть - продать. Но граждане об этом не знали и узнали лишь тогда, когда создали ТСЖ.

В 2005 году Госдума приняла закон, который сократил с десяти до трех лет срок, в течение которого подобные сделки могут быть обжалованы в суде (указанные помещения по Гражданскому кодексу находятся в долевой собственности всех владельцев квартир). При этом три года отсчитываются с момента совершения сделки, а не со времени, когда о ней стало известно жильцам. Получается, что, по сути, украденное у граждан имущество уже не вернуть.

Другая типичная ситуация - с землей. Власти в крупных городах делают все, чтобы под любым предлогом отказать ТСЖ в оформлении земельных участков. Ведь землю, которая передана в собственность граждан, уже не передашь какому-нибудь инвестору целевым назначением под «уплотнительную застройку». А если участки и оформляют, то городские власти стараются как можно сильнее урезать, так что объединения жильцов становятся владельцами разве что узкой полоски вокруг дома.

Зато, незаконно отняв у будущих членов ТСЖ имущество, которое могло бы приносить им доход, власти с удовольствием «вешают» на них содержание имущества, которое требует расходов: коммуникаций, крыш, стен, лифтов.

Среди других - проблема с субсидиями для льготников, отсутствие контроля со стороны государства за деятельностью частных управляющих компаний (услуги по управлению в сфере ЖКХ не подлежат лицензированию) и, напротив, трудности у тех, кто хочет честно заниматься «управляющим» бизнесом.

Для того чтобы получить право обслуживать дом, управляющая компания должна выиграть конкурс. Но в Петербурге, например, на конкурсы выставляют лоты величиной примерно 300 тыс. кв. м. Это сразу отсекает от участия в конкурсах малый бизнес: он физически не в состоянии победить на таком конкурсе.

И созданы условия для того, чтобы конкурсы выигрывали исключительно жилкомсервисы, являющиеся правопреемниками бывших жилищно-эксплуатационных служб.

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности: «Реформа ЖКХ пошла по пути смены вывесок: управляющие компании просто создаются на базе ДЕЗов и навязываются жильцам, в том числе и через подтасовку результатов общего собрания жильцов многоквартирного дома. А поскольку в законе отсутствует четкое определение управляющей компании, возникают возможности для использования «серых» схем и мошенничества».

Михаил Вышегородцев, руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы: «Ситуация с частными управляющими компаниями определяется тем, что сегодня у людей доверия к ДЕЗам больше и они не торопятся менять привычные условия. Главная проблема заключается в стоимости коммунальных услуг, которые не всегда выгодны предпринимателям. Ведь основная задача предпринимателя - получать прибыль. А ДЕЗ может работать и без прибыли, поскольку он является государственным унитарным предприятием».

Опубликовано:"Финансовый Юрист", 14.09.2007


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики