Главная > Актуальные комментарии > Политика > Суверенная ДИМОкратия

Суверенная ДИМОкратия

Уволив мэра Москвы, Дмитрий Медведев добился тактического успеха. Вопрос в том, кому достанется стратегическая победа.

Дмитрий Медведев на первый взгляд оказался главным выго-доприобретателем от отставки Лужкова. По крайней мере так это преподносится, в том числе и на Западе. «Благодаря этому шагу Медведев вышел из тени сво-его патрона, премьер-минист-ра Владимира Путина, и про-явил бойцовские качества в политике, готовясь баллотироваться на второй срок», — не без удовлетворения написал американский журнал Time. А The New York Times и вовсе отметила, что увольнение Лужкова «призвано четко показать российским политикам», что Медведев — «уверенный в се-бе лидер и достойный кандидат на президентское кресло в 2012 году».

ИМИДЖ — ВСЕ?

«Главная проблема Дмитрия Медведева в том, что не все верят в то, что «царь настоящий», — говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Поэтому, считает он, «Медведеву важно демонстрировать свою брутальность, показывать, что он способен на серьезные кадровые решения». Эксперт полагает, что конфликт с Лужковым, из которого президент вышел победителем, пошел на пользу имиджу Медведева: «Лужков сказал, что не уйдет добровольно, а Медведев взял и подписал указ о его отставке, бросив тем самым вызов достаточно влиятельной и серьезной фигуре».

Надо сказать, что хорошую почву для медведевского триумфа подготовила словоохотливая оппозиционная общественность в лице главного критика мэра Бориса Немцова и его соратников. Рассуждения правых, что, «только уволив Лужкова, Медведев станет настоящим президентом, не уволив же, так и останется «блогером», оказались весьма кстати. Медведев уволил Лужкова, и теперь Немцову и компании трудно бу-дет пенять ему на то, что он «всего лишь тень Путина».

Но увольнение Лужкова не только имиджевая победа Медведева. Если за отставкой градоначальника последует серия громких антикоррупционных дел в отношении столичной бюрократии (да и самого Лужкова), это может стать серьезным политическим козырем президента, ко-торый еще два года назад объявил войну коррупции, но за это время так никого из крупных коррупционеров не наказал. Вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, например, не исключает, что дело может дойти даже до уголовного правового преследования Юрия Лужкова, его семьи и окружения. «После его отставки наверняка начнутся различные проверки расхо-дования госсредств», — полагает она.

«Прецедент Лужкова» может стать серьезным «кнутом» для других чиновников, о чем Медведев, собственно, и заявил, сказав, что нынешняя отставка главы региона из-за потери доверия может оказаться не последней. Ре-ализация всех этих «если» и «может» позволит Медведеву прийти к 2012 году с весомым багажом. Ему будет что предъявить избирателю.

ГЛАВНЫЙ ИЗБИРАТЕЛЬ

Впрочем, главный избиратель Дмитрия Медведев известен — это Владимир Путин. Так было в 2008-м, так будет и в 2012-м. Слова обоих участников тандема о том, что ближе к делу они «сядут и договорятся», не должны никого вводить в заблуждение: в реальности именно Путин будет решать, пойдет ли он на третий срок. В зависимости от того, какое премьер примет решение, они и будут договариваться, пойдет ли на второй срок Медведев.

Между тем факт, что во всей этой истории с Лужковым Путин оставался как бы в тени, весьма показателен. Решение об отставке последнего политического тяжеловеса такого уровня не давалось самому Путину на протяжении двух его президентских сроков. Не любить Лужкова ему было за что, да и желающих прибрать к рукам московское хозяйство в период с 2000-го по 2008-й было ничуть не меньше, чем сегодня. Но он его не увольнял. Путина понять можно: отставка столь серьезного игрока — это всегда риск. А в случае с Лужковым — риск огромнейший. «Лужков обеспечивал поддержку „Единой России“ в Москве, и если новый градоначальник будет непопулярной фигурой, у партии власти могут возникнуть проблемы на выборах в 2011 году», — отмечает гендиректор Института прикладной политики Ольга Крыштановская. Но проблемы в случае реализации неблагоприятного сценария мо-гут возникнуть не только у сдавшей, по сути, Лужкова партии власти, но и у того человека, который принял решение об отставке, — у Дмитрия Медведева. «Крутизна», продемонстрированная им на прошлой неделе, к концу сле-дующего года вполне может быть воспринята как ребячество, неумение найти общий язык с уважаемым и эффективным управленцем, при ко-тором все было «более-менее».

Поэтому, полагает Константин Симонов, не исключено, что Путин сознательно остал-ся в стороне, позволив Медведеву принять самостоятельное решение по Лужкову. Ведь как будет развиваться ситуация в Москве при новом мэре, сейчас не знает никто. «Путин решил, что Лужкова надо сместить, и отправил Медведева делать грязную работу, — написал по этому поводу американский журнал Foreign Policy. — Этот шаг не просто устраняет могущественного соперника, но позволяет ему самому [Путину] не замарать рук в схватке». «В этой истории, — продолжает издание, — Путин хотел остаться в те-ни и победил, проделав это. Из Лужкова сделали пример для острастки: его публично и позорно растоптали. Элита вряд ли полюбит за это Медведева, и ему будет трудно вновь завоевать ее любовь».

ПАРТИЯ ЛУЖКОВА

Лужков же повел себя, как герой: громко хлопнул дверью. Через несколько часов после обнародования президентс-кого указа он заявил, что не собирается уходить из политики и уж подавно — уезжать из страны. Он сказал, что будет бороться за свое доброе имя, а заодно и за возвращение прямых выборов глав регионов.

О том, что он пойдет на прямую конфронтацию с властями, Юрий Лужков написал и в своем письме президен-ту накануне отставки. «У нас в стране страх высказывать свое мнение существует с 1937 года. Если руководство страны такими высказываниями только поддерживает этот страх, если в Государственной думе говорят, что парламент не место для дискуссий, то легко перейти к ситуации, когда в стране есть только один руководитель, слова которого «ложатся в граните» и которому надо следовать во всем беспрекословно. Как это сопоставить с вашими призывами «к развитию демократии?» — позволил себе прямой выпад в адрес Медведева, а заодно и всей «партии власти» обиженный Лужков. «Для Медведева это серьезная опасность; не исключено, что Лужков, обидевшись, может создать какую-то свою партию, учитывая имеющиеся у него финансовые ресурсы», — допускает Ольга Крыштановская.

Впрочем, в истории пос-ледних лет уже был пример того, как крупный и до этого встроенный в систему чиновник в течение буквально нескольких месяцев превратился в политического маргинала. Это Михаил Касьянов, уволенный по более мягкому сценарию, чем Лужков. В запасе у Кремля оказалось немало ресурсов для его «нивелировки». Одна дача в Сосновке чего стоила. Лужков же — человек иного, теперь уже можно сказать, исторического масштаба. И «Сосновок» при случае на него наберется в избытке. Возможно, чтобы этого не случилось, он и пошел на обострение: ку-да лучше преподносить дело так, что тебя третируют по политическим мотивам, нежели признавать, что все дело в банальном «превышении полномочий».

Что же касается Медведева, то как точно написал Time, «эту битву он выиграл; но война только начинается».

Автор: Владимир Рудаков

Источник: Профиль, 04.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики