Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Сделка по «Мистралям»: главное, вовремя остановиться

Сделка по «Мистралям»: главное, вовремя остановиться

В ближайшее десятилетие Россия не будет самостоятельно строить вертолетоносцы типа «Мистраль», заявил в среду высокопоставленный источник в Главном штабе ВМФ. «Госпрограммой вооружений, рассчитанной на период до 2020 года, предусмотрены деньги на покупку у Франции двух кораблей этого типа. Средства на строительство вертолетоносцев на российских верфях этим документом не запланированы», — сказал источник.

Напомним, что Россия заинтересовалась покупкой вертолетоносца класса «Мистраль» в середине 2009 года. В марте 2010 года стороны начали официальные переговоры. А в январе 2011 года директор госкомпании военного кораблестроения DCNS Пьер Легро и вице-премьер России Игорь Сечин поставили свои подписи под соглашением о строительстве на французских верфях двух вертолетоносцев «Мистраль» для российского ВМФ. Тогда же И.Сечин заявил, что основной контракт по совместному строительству Россией и Францией вертолетоносцев класса «Мистраль», где будут прописаны сроки поставок и сумма контракта, будет заключен через несколько месяцев. Он так же сказал, что сумма сделки продолжает обсуждаться, но называвшаяся прежде сумма в 720 млн евро за первый корабль не соответствует действительности.

Чуть позже уже в Минобороны сообщили, что контракт по «Мистралям» будет подписан в конце первого — начале второго квартала 2011 года. Суммы сделки в оборонном ведомстве уточнять не стали. При этом сегодня в Генштабе ВМФ сообщили, что стоимость одного корабля составит порядка 600 млн евро. Там же сообщили, что контракт на закупку двух вертолетоносцев «Мистраль» у Франции, как ожидается, будет предусматривать опцион на строительство еще двух таких кораблей в России.

«Однако строительство „Мистралей“ на российских верфях — достаточно отдаленная перспектива, которая, к тому же потребует подписания дополнительного контракта», — пояснил источник в Генштабе ВМФ. Также источник в Главном штабе ВМФ опроверг появившуюся ранее информацию, что в Кронштадте будет развернута производственная площадка для строительства «Мистралей», которая будет находиться под контролем «Адмиралтейских верфей».

Десантный вертолетоносец класса «Мистраль» имеет полное водоизмещение 21 тыс 300 т, максимальную длину — 210 м, ширину — 30 м, максимальную скорость — 19 узлов, экипаж — 160 человек. Способен нести 450 человек десанта и десантные средства — 16 тяжелых вертолетов, суда на воздушной подушке и мотоботы. Стоимость одного такого корабля колеблется от 400 млн до 500 млн евро, подсчитали эксперты.

Ранее Минобороны сообщало, что намерено использовать десантные вертолетоносцы класса «Мистраль» для обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградской области. В экстренных случаях корабли будут обеспечивать масштабную переброску войск в эти регионы.

Такие разъяснения российских военных только увеличили число противников этой сделки на Западе, вполне прогнозируемо посчитав, что базирование кораблей этого типа в акватории Балтийского моря представляет угрозу для НАТО.

Но и внутри России были и есть противники этой сделки и не исключено, что последнее решение отодвинуть на более отдаленную перспективу строительство «Мистралей» непосредственно в России и силами отечественных судостроителей /прежде всего ОСК — Объединенной судостроительной корпорации/ следует считать разумным компромиссом между Минобороны, ВМФ и правительством страны.

Стоимость четырех кораблей класса «Мистраль» оценивалась в 1,5 млрд евро. ОСК полагала, что эти деньги следует направить на поддержание российской судостроительной промышленности, разместив заказ напрямую на одном из отечественных предприятий. По оценке корпорации, российские судостроители справились бы с заказом быстрее иностранных компаний и взяли бы дешевле, построив при этом корабль, спроектированный исключительно для российского ВМФ. Позже президент ОСК Роман Троценко заявил, что «Мистраль» на верфях России может быть построен в конце 2016 — начале 2017 года. Однако в Минобороны и правительстве настаивали на приоритетности покупки у французов двух кораблей, кстати чуть позже отказавшись от приобретения у DCNS технологической «начинки» к «Мистралям».

Ранее некоторые СМИ писали, что сделка с Францией представляет своего рода попытку «отблагодарить» Пятую республику за поддержку России во время военного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года.

В интервью ПРАЙМ-ТАСС гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов сказал, что он бы не стал прямо говорить о том, что «покупка нами двух вертолетоносцев у французов — это прямой comeback за солидарную позицию Саркози /президент Франции — прим ред/ по военному конфликту с Грузией. Другое дело, что я не стал бы исключать контракт по „Мистралям“ в контексте экономического сотрудничества России и Франции, в частности в энергетической сфере. Как известно, французы вошли в капитал „Северного потока“, достигнуты договоренности о вхождении французской компания Electricite de France /EdF/ и в другой масштабный газовый проект „Южный поток“, продвигаемый „Газпромом“, активно развивается сотрудничество двух стран в автомобилестроении /Renault — АВТОВАЗ — прим ред/. Проще говоря, мы купили по большому счету ненужные нам „Мистрали“ и надеемся в будущем получить от французов что-то нужное нам». «Мое последнее замечание связано с тем, что Минобороны так и не объяснило никому, зачем России нужны вертолетоносцы типа „Мистраль“, ведь мы, насколько мне известно, не собираемся вести заморские военные операции. Минобороны, судя по всему, решило, что приобретаются два корабля у французов, после чего ставится точка, а вернее многоточие в этом контракте. При этом в Минобороны по-прежнему исходят из того, что российские судостроители ничего путного сами построить не могут», — отмечает К.Симонов. «Что касается долгих дискуссий относительно того, будет ли России покупать технологии для кораблей „Мистраль“ в случае дальнейшей сборки этих кораблей на территории России, то изначально, как мне известно, „начинку“ хотели приобрести для того, что затем продать ее китайцам. Однако в НАТО эти планы были встречены довольно нервно и в итоге мы также решили отказаться и от этой затеи», — резюмирует он.

Источник: Прайм-ТАСС, 09.02.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики