Главная > Актуальные комментарии > Политика > Наша мечта

Наша мечта

Главная драма российских либералов заключается в том, что большинство населения в обозримой перспективе на любых, даже самых честных-пречестных выборах за них не проголосует. Нет ни одного опроса, который бы показал, что либеральный проект способен получить легитимность. Миноритарные доли в органах власти ни к чему не приведут — ведь нужно не просто критиковать и оппонировать, а менять курс.

Патерналистское большинство не может проголосовать за идею увеличения дохода за счет улучшения качества и количества труда. Потому что уверено, что оно и так заслуживает лучшей жизни. Без всяких допусловий и усилий. Ненависть к нынешней системе вовсе не означает желания отказаться от иждивенчества. Скорее это разновидность вопроса «Почему это с мигалкой они, а не я?». Неудивительно, что раздражение действующими порядками проявляется скорее не у молодежи, а у людей среднего возраста. Просто молодежь еще рассчитывает вписаться в существующую систему.

Выходит, что все равно остается надежда на власть как на «единственного европейца». Пока она предлагает либеральные вкрапления вроде той же модернизации. Однако даже с ней возникают проблемы. Все это воспринимается либо в духе «барин чудит», либо с откровенным опасением. На запрет стоваттных ламп накаливания ответили их массовыми закупками и производством ламп чуть меньшей мощности. «Сапсаны» закидали камнями за отмену электричек.

Или возьмем всех волнующее топливо. Нефтяные компании выбили себе недавно поблажку в виде продления жизни топлива невысоких стандартов. Податливость правительства в этом вопросе — прискорбный случай. Это топливо нужно с рынка убирать, и как можно быстрее. Однако готово ли население отказаться от машин, его потребляющих? Хотя мы видим тут классический пример эффекта безбилетника — расплачиваются за удручающую экологию наших городов все их жители. Называются цифры, что 60% российского автопарка работает на топливе, не отвечающем даже стандарту «Евро-2». Возникла идея запретить въезд в центр Москвы автомобилей, двигатель которых не отвечает стандарту «Евро-4», — несложно понять, какая будет массовая реакция на это.

Почитаем любопытный отчет Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии книжного рынка. Самый популярный автор — Донцова (с суммарным тиражом за последние 4 года за 30 млн книг). Ждем, когда придет то времечко, когда читатели «Белинского и Гоголя с базара понесут».

Поскольку сегодня все чаще проводят аналогии с перестройкой, завершу анекдотом той эпохи. На партсобрании налево усаживают тех, кто за социализм, а направо — кто за капитализм. Один мечется: получать хочет как при капитализме, а работать — как при социализме. Ему поясняют, что тогда надо садиться в президиум. Пожалуй, эта мечта не слишком изменилась. Зарабатывать не хочется — хочется получать. А лучше всего сидеть в президиуме.

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: Ведомости, 24.05.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики