Главная > Актуальные комментарии > Экономика > К. Симонов: Интеграция позволит нам более уверенно себя чувствовать

К. Симонов: Интеграция позволит нам более уверенно себя чувствовать

Президенты России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября подписали в Москве договор о евразийской экономической интеграции, тем самым положив начало созданию наднациональных органов власти. Конечной целью процесса является создание Евразийского экономического союза в 2015 году.

По просьбе «Правды. Ру» мнением о происходящем поделился генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

— Какие, на ваш взгляд, перспективы интеграционных процессов на территории бывшего Советского Союза после подписания договора о евразийской экономической интеграции?

— С одной стороны, все прекрасно понимают, что создание единого экономического пространства повышает конкурентноспособность и экономики нашей страны, и экономики наших соседей. Первый наш интеграционный экономический опыт достаточно позитивный — я имею в виду создание Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Мы уже видим резкий рост товарооборота. И полезной является унификация таможенного законодательства. Это, кстати, и на простых гражданах сказалось, потому что изменились правила ввоза-вывоза товаров, они стали более либеральными по целому ряду позиций.

В 1990–2000-е годы очень много говорилось про интеграцию, но в реальности постсоветское пространство только разбредалось в разные стороны. Ныне идея заключается в отказе от абстрактных деклараций более локальными, но действующими структурами — это касается и таможенного союза, и ОДКБ.

С другой стороны, надо понимать, что проблем огромное количество. Существует мнение, что мы восстанавливаем империю, занимаемся собиранием земель. Мне кажется, что это подход неправильный, эмоционально-задиристый. Некоторые эксперты договорились до того, что надо чуть ли не Венесуэлу приглашать в эти союзы. Но на мой взгляд, речь вовсе не идет о какой-то реконструкции, попытке восстановления. Речь о том, что экономическая интеграция ряда близких регионов имеет достаточно серьезный эффект.

— В чем этот эффект проявляется?

— На мой взгляд, вряд ли нам удастся создать какой-то серьезный центр альтернативной политической силы в глобальной мире. Но интеграция экономик позволяет себя увереннее чувствовать. А главное, накануне практически неизбежной второй волны кризиса — а она с Запада придет, как впрочем и с Востока — интеграция экономик позволяет проще выдержать грядущий шторм мировой экономики.

Я не исключаю, что за экономической интеграцией вполне может последовать и валютная — на мой взгляд, российский рубль вполне может выступать единым платежным средством хотя бы территории трех государств союза.

При этом мы понимаем, что этот союз выглядит неполным без ряда государств, прежде всего Украины. Попытка интегрировать ее в союз — задача непростая, но вовсе не непосильная, этим вполне можно заниматься.

— Как бы вы оценили роль президента России Дмитрия Медведева в продвижении идеи евразийской интеграции?

— Что касается роли президента — да и премьера — в этих процессах, то понятно, что роль личности всегда достаточно значима. Очевидно, что несмотря на разделение бывшего СССР, определенно остались и кооперационные цепочки, и языковое пространство. Да и логика экономического поведения похожа. Вещи очевидные, но нужно о них сказать и начать делать.

Я помню, что когда создавали Таможенный союз, происходящее выглядело совершенной фантастикой, хотя это было чуть более года назад. Сколько было скепсиса! Сколько было рассуждений, что Белоруссия в него никогда не войдет, сколько было заявлений со стороны того же Александра Лукашенко-то войдет, то не войдет. Тем не менее сделали, союз заработал. Так что роль главы государства велика.

— А что будет с Содружеством независимых государств?

— Я считаю, что СНГ было попыткой сделать вид, что у нас сохраняется единое политическое, культурное, экономическое и военное пространство. Эта идея, к сожалению, изначально была нереалистичной. Роль России на постсоветском пространстве постоянно снижалась. Но главное, другие государства СНГ в 1990-е годы получали от России колоссальные экономические преференции. Для чего просто раз в год нужно было собираться и сделать вид, что уважаешь Москву.

Поэтому сейчас идея СНГ заменяется более четкими идеями экономического и военного пространства. При этом с идеями пространства культурного и политического у нас самые большие проблемы возникают. Но давайте начнем с того, что быстрее работает — с экономики. Потом подтянутся остальные.

Автор: Олег Артюков

Источник: Правда.RU, 19.11.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики