Главная > Актуальные комментарии > Политика > «Найдут каких-то виноватых, но системно эта мера к каким-то серьезным результатам не приведет»

«Найдут каких-то виноватых, но системно эта мера к каким-то серьезным результатам не приведет»

Владимир Путин призвал «вычистить электроэнергетическую отрасль от всего наносного». Путин поручил Минэнерго до конца года представить кадровые решения по компаниям, где будут зафиксированы случаи нарушения закона. Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обсудил ситуацию с ведущей Анной Казаковой.

— Как вы полагаете, заявление премьера — это такая предвыборная риторика, или можно ожидать реальных действий?

— С одной стороны, я все-таки думаю, что она во многом, конечно, спровоцирована изменением политической ситуации, которую мы наблюдаем. Очевидный запрос на реальные шаги в борьбе с коррупцией, и власть пытается как-то на это среагировать. Причем в такой традиционной манере, когда нужно вроде и показать, что-то делается, но при этом показать не настолько сильно, чтобы, не дай бог, не обвинили, что она под требованием площади и толпы какие-то решения принимает. На самом деле, Путин говорит не только же про электроэнергетику, он в целом говорит про коррупцию в государственных компаниях. Он дал поручение за два месяца разобраться в ситуации во всех государственных компаниях.

Конечно, тут же вспоминаем истории те же с «Транснефтью». А что же мешало там провести проверки и разобраться по всем известной истории, которая очень много шума наделала и, безусловно, была одним из тех кирпичиков, из которых сложилась Болотная площадь? Что же мешало это сделать раньше? И, конечно, возникают вопросы, что будет в дальнейшем.

А что касается электроэнергетики конкретно, вы знаете, эта история очень странная. Почему? Потому что много лет во время реформирования огромное количество экспертов говорили о том, что сама реформа абсолютно неправильная, и приведет она к абсолютно печальным результатам, которые будут напрямую противоположны тем целям, которые декларировались в начале. Когда закончили реструктуризацию РАО «ЕЭС России», и Анатолий Борисович Чубайс продал свое кресло, тоже говорили о том, что последствия могут быть самыми печальными. Почему сейчас, когда прошло уже много лет, несколько лет уже нет РАО «ЕЭС России», только сейчас мы говорим про очевидные вещи и про коррупцию в сетевых компаниях, и про коррупцию в других структурах, связанных с электроэнергетикой, про то, что никакого рынка у нас нет. Откуда и берется эта коррупция, махинации с тарифами. Что мешало сделать это раньше, почему не слушали экспертное сообщество, до конца не ясно.

— Кстати, Путин потребовал от руководства энергокомпаний с госучастием отчитаться о своих доходах. Насколько это необходимо? Может мера что-то кардинально изменить?

— Вы знаете, с одной стороны я считаю, что правильно, что чиновники и представители госкомпаний начинают о доходах отчитываться. Мы понимаем, что началось это все с чиновничества, уже несколько лет чиновники публикуют декларации. Но тут та история, что, сказав «А», надо говорить «Б», потому что есть вопиющие случаи, когда чиновники либо декларируют рваные штаны и ржавый велосипед, либо, наоборот, декларируют достаточно неплохие доходы и, естественно, много возникает вопросов. И никто не контролирует ситуацию с реальными расходами. Масса тоже была историй, когда у людей часы за миллион евро при смешных декларируемых доходах. С этим ничего не происходит, поэтому декларирование — важная штука. Но, извините, если вы не спрашиваете с людей за реальные расходы, если они не могут объяснить происхождение откровенных предметов роскоши или с другой стороны наоборот декларируют фантастические доходы, объясняя это тем, что: «А я в свое время на фондовом рынке заработал, еще чиновником не был, и моя жена — талантливый бизнесмен». Это истории крайне-крайне странные. Поэтому, если мы так половинчато будем подходить, ни к чему это естественно не приведет.

— Еще по поводу проверки госкомпаний на коррупцию. Как вы полагаете, насколько масштабной будет эта проверка?

— Срок — два месяца. Я не думаю, что это проверка будет столь масштабной. Еще раз повторю, понимаете, у нас есть органы, которые, в принципе, должны этим заниматься, и есть Счетная палата. Опять же, я возвращаясь к истории с «Транснефтью», ведь в основе всего этого скандала был положен официальный отчет «Транснефти». Неважно, как он попал, как он всплыл в общественной среде, но это официальный отчет того органа, который должен этим заниматься. Ну и что? После этого никакой реакции не последовало. Конечно, сейчас возникает вопрос, что поставлена задача за два месяца проверить госкомпании. Насколько это реально, если учесть, что у нас опять новогодние праздники, потом постновогодние суровые будни? И я думаю, что этот срок в два месяца как раз придется на канун президентских выборов, и можно будет сказать: «Смотрите, проверили». Найдут, конечно, каких-то там виноватых, дадут им по башке, но я не думаю, что системно эта мера к каким-то суперрезультатам приведет.

Источник: Коммерсант ФМ, 19.12.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики