Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Бюджет не осилит монетизации льгот бюрократии

Бюджет не осилит монетизации льгот бюрократии

Льготы для государственных чиновников в России очень небольшие, и достаются немногим, но перевести их в денежную форму невозможно, на это не хватит денег в госбюджете. С такими противоречивыми заявлениями выступил управляющий делами президента Владимир Кожин. После его слов захотелось узнать, что это у бюрократии за льготы – «минимальные и ограниченные», к отмене которых надо фактически особым образом готовить всю отечественную экономику.

«Я сейчас не могут назвать никаких сумм в силу того, что это предложение по поручению президента будет детально изучаться и просчитываться», – цитирует РИА Новости Владимира Кожина. По его словам, к решению таких вопросов, как монетизация льгот госчиновников, следует подходить осторожно. Льгот не так уж много, и права на них имеет ограниченный круг лиц. Да и не льготы это вовсе, а так – мотивация. Однако даже эфемерная мотивация бюрократии имеет цену. Причем немалую. Поэтому за один заход монетизировать льготы и привилегии невозможно. На это физически не хватит денег в бюджете. Между тем ранее предполагалось, что монетизация льгот бюрократии начнется со следующего года.

«Скажем, жилье в Москве – когда человек, который назначен в правительство или еще куда-то на высокую должность, приезжает в Москву. Думаю, сами ответите за меня, может он купить квартиру или нет. И соответственно сколько нужно денег, чтобы эту услугу перевести в категорию монетизации? Это просто огромнейшие деньги»,– сказал Кожин. 

Перечень льгот для госчиновников минимален, но монетизировать их одномоментно невозможно, говорит Кожин. Тем не менее этот вопрос будет детально проработан, пообещал он.

Какие льготы и кому именно они причитаются, Кожин рассказал в самых общих чертах. В частности, жилье действительно бесплатно предоставляется, но ограниченному кругу лиц. Это первые лица правительства, администрации президента, других высших органов госвласти. «Счет идет даже не на сотни, а на десятки», – уверен Кожин. Служебный автотранспорт положен, но опять-таки ограниченному кругу лиц. Что касается медобслуживания, то оно «оказывается по принципу минимального набора бесплатных медицинских услуг».

Вот такой букет противоречий. С одной стороны, отнимать у госчиновников вроде нечего. С другой – бюджет почему-то не готов к монетизации льгот. И даже примерно оценить в рублях масштабы чиновных льгот по какой-то причине невозможно. И это при том, что отказаться от идеи нельзя, поскольку в середине марта на заседании «открытого правительства» ее официально поддержал президент Дмитрий Медведев, сделавший акцент преимущественно на льготах бюрократической элиты. В этом есть резон, ведь натуральные льготы большей части из 1,6 млн. госслужащих были монетизированы еще в 2005 году.

Несколькими днями позже подхваченную прессой тему монетизации льгот чиновников развил помощник главы государства Аркадий Дворкович. «Я думаю, что к осени возможно посчитать все аккуратно и в бюджет следующего года заложить какие-то решения», – сказал он. Дворкович признал – не факт, что чиновничьи зарплаты, которые вырастут после монетизации льгот, обойдутся казне дешевле. «Если экономии не будет, то не нужно делать все сразу, нужно тогда двигаться поэтапно, делать то, где можно сэкономить, потом шаг за шагом делать следующие», – уточнил он.

Экспертам не все аргументы кажутся убедительными. В частности, под сомнение они ставят порядок предоставления жилья первым лицам правительства, администрации президента и других высших органов госвласти. В случае если чиновники, получив новое назначение, перебираются в столицу на постоянное место жительства, то, прежде чем получить квартиру в Москве, они по логике должны сдать жилплощадь по прежнему месту работы. Если она находится в их собственности, то может быть продана, и вырученные от продажи средства могут частично покрыть расходы на приобретение московского жилья. Нет желания терять старую жилплощадь? Тогда чиновник должен обеспечиваться служебным жильем, которое после отставки обязан будет освободить. По крайней мере именно такая схема предоставления жилья применяется в развитых странах. Ведь никто не озабочен в США или Германии покупкой на деньги налогоплательщиков апартаментов для Ангелы Меркель или Барака Обамы, которые должны будут обязательно перейти в их собственность.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов идею монетизации чиновничьих льгот назвал «абсолютно здравой». Но при этом не верит, что реформа будет доведена до конца. Бюрократии психологически неприятно расставаться со своими бонусами и привилегиями, даже с учетом того, что монетизация льгот чиновников принципиально отличалась бы от монетизации льгот, скажем, пенсионеров. Навредить же себе, уверен Симонов, наши чиновники по определению не способны.

Если верить опубликованным вчера на сайте правительства сведениям о доходах и имуществе членов правительства, высшие чиновники у нас и без льгот не бедствуют. За год каждый зарабатывает в среднем от 3 до 5 млн. руб., доходы их супругов, как правило, в разы больше: многие являются владельцами сразу нескольких квартир, домов, земельных участков, объектов нежилой недвижимости (см. таблицу).

«Сколько стоят льготы чиновников, видно по бюджетной статье «Расходы на госуправление». Не очень понятно насчет нехватки денег в бюджете – можно их монетизировать ровно в том объеме, в котором они финансируются из бюджета. Главная цель этого – повышение прозрачности, избавление от непрофильных активов, рост конкуренции при оказании услуг госорганам. В конечном итоге должна повыситься эффективность расходов на госуправление», – говорит аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. По его мнению, отказ от натуральных льгот полезен. Это – обязательное условие для рыночной экономики.

Директор компании BigFish Татьяна Баскина признает, что вопрос с монетизацией льгот госчиновников весьма щепетильный. Ведь это бюджетники, хоть и высокого ранга. «Поэтому в развитых странах чиновникам принято предоставлять те льготы, которые напрямую связаны с исполнением ими роли государственного служащего», – отметила она. Любые изменения, в том числе монетизация льгот, должны быть сбалансированы. Будет маленькая зарплата – тут же возрастают коррупционные риски и проблемы с привлечением на госслужбу квалифицированных кадров. Будет большой пакет льгот – будет расти недовольство населения тем, как расходуются госсредства, убеждена Баскина.

Рейтинг доходов семей министров (Общая сумма декларированного годового дохода за 2011 год с членами семьи)
Фамилия, имя, отчество Доход, в млн. руб. Должность
Хлопонин Александр Геннадиевич 488,8 вице-премьер
Шувалов Игорь Иванович 374,6 первый вице-премьер
Трутнев Юрий Петрович 211,6 министр природных ресурсов и экологии
Сурков Владислав Юрьевич 130,2 вице-премьер
Шойгу Сергей Кужугетович 83,0 глава МЧС
Зубков Виктор Алексеевич 24,9 первый вице-премьер
Сердюков Анатолий Эдуардович 18,6 министр обороны
Мутко Виталий Леонтьевич 18,0 министр спорта, туризма и молодежной политики
Набиуллина Эльвира Сахипзадовна 17,0 министр экономического развития
Левитин Игорь Евгеньевич 13,9 министр транспорта
Силуанов Антон Германович 12,5 министр финансов
Сечин Игорь Иванович 12,1 вице-премьер
Басаргин Виктор Федорович 12,0 министр регионального развития
Козак Дмитрий Николаевич 10,0 вице-премьер
Голикова Татьяна Алексеевна 9,0 министр здравоохранения и социального развития
Вайно Антон Эдуардович 7,6 министр – руководитель аппарата правительства
Скрынник Елена Борисовна 6,4 министр сельского хозяйства
Фурсенко Андрей Александрович 5,4 министр образования и науки
Коновалов Александр Владимирович 4,5 министр юстиции
Рогозин Дмитрий Олегович 4,3 вице-премьер
Нургалиев Рашид Гумарович 4,2 министр внутренних дел
Авдеев Александр Алексеевич 4,2 министр культуры
Путин Владимир Владимирович 4,1 премьер
Лавров Сергей Викторович 3,8 министр иностранных дел
Щеголев Игорь Олегович 3,4 министр связи и массовых коммуникаций
Шматко Сергей Иванович 3,3 министр энергетики 

Автор: Игорь Наумов

источник: Независимая газета, 13.04.2012


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики