Главная > Актуальные комментарии > Политика > Первый год шестилетки

Первый год шестилетки

Текущий президентский срок Владимира Путина во многом особенный. Впервые он получил мандат главы государства сразу на шесть лет. Довольно солидный срок, чтобы реализовать свою предвыборную программу, зафиксированную в семи статьях, опубликованных еще во время избирательной кампании. За шесть лет можно добиться довольно значимых изменений и в экономике, и в политике, и в социальной сфере. Однако время летит быстро — и поэтому долго раскачиваться Путин себе позволить не может. Первый год президентства уже прошел. Так что пора подводить промежуточные итоги.
 

В политической сфере изменений было крайне много. Прежде всего произошла радикальная либерализация избирательного законодательства и процедуры регистрации политических партий. Мы видим три решительных прорыва: переход к смешанной системе выборов в Госдуму, серьезное упрощение возможностей по созданию новых политических партий и переход к прямым выборам губернаторов.
 

По большому счету, это означает серьезное расширение участников политической борьбы. Каждый уверенный в себе политик может спокойно зарегистрировать политическую партию, для чего теперь нужно лишь 500 человек (вместо 40 тыс.). Статус политической партии также резко вырос — его наличие резко облегчает участие в выборных кампаниях федерального уровня.
 

Для независимых кандидатов также предлагаются крайне либеральные условия участия в выборах. Если взять нынешние примерно 110 млн избирателей и поделить на 250 округов, то получится, что в среднем округ состоит из менее чем 450 тыс. избирателей. Самовыдвиженцам нужно собрать 0,5% подписей от общего числа избирателей, что составит чуть более 2 тыс. подписей. Цифра, мягко говоря, посильная для любого уважающего себя политика.
 

Таким образом, перед оппозицией за год встал вполне простой выбор. Для цивилизованной ее части участие в публичной политике и выборном процессе серьезно облегчилось. Для несистемщиков и революционеров было четко показано, что никакого раздолья не будет. Выбор — за оппонентами Путина.
 

Другая важнейшая политическая история минувшего политического года — новые требования к действующей политической элите и борьба с коррупцией. Здесь тоже было много неожиданного — достаточно вспомнить отставку министра обороны Сердюкова и связанные с этим уголовные дела.
 

Население требует от Путина репрессий и чиновничьей крови. Это совершенно неудивительно — бюрократию не любят нигде. Очень наглядно это было видно во время «прямой линии» — вспомнить хотя бы вопрос «когда Вы посадите Чубайса?».
 

Но Путин рискует напоминать о правовых процедурах. Рискует — потому что кадровые чистки могли бы принести Путину серьезные рейтинговые дивиденды. Но сталинская модель повышения легитимности через чистки — опасный и тупиковый путь. Путин сознательно его избегает, не уставая говорить про примат права и отказ от повторения 1937 года.
 

Этой весной президент заговорил об инструментарии борьбы со вторым этапом глобального экономического кризиса — хотя он еще не наступил. Пока мы видим лишь замедление темпов экономического роста — но этого уже достаточно, чтобы среагировать.
 

Тем более что контрольное управление президента провело анализ выполнения поручений Путина. Оказалось, что выполнено порядка 65% от числа поручений, которые нужно было выполнить к сегодняшнему дню, и 40% от их общего количества. Само правительство насчитало более оптимистичную цифру выполнения поручений — 73%. Но вопрос даже не в этих цифрах. Потому что выполнить поручения можно по-разному. Даже без высшей математики видны очевидные провалы.
 

Самый яркий — это, пожалуй, пенсионная реформа. Вопрос, волнующий всех россиян — и совершенно зависший. Нет четкого понимания, как будет трансформироваться накопительный компонент пенсий. А ведь 1 января 2014 года в России должен вступить в силу закон об изменении шкалы отчислений в пенсионные фонды, и для этого необходимо выработать новую пенсионную формулу. Несмотря на ясное поручение Путина, формула так и не готова.
 

Другой проблемный момент — поддержка несырьевого экспорта (собственно, именно за этим мы и вступали в ВТО), инновационного бизнеса и науки. Все эти поручения должны были вылиться в создание 25 млн новых рабочих мест, что также зафиксировано в предвыборных тезисах Путина. Но и здесь пробуксовка. Нет внятного понимания разумной политики в сегменте ЖКХ. Не решен вопрос с развитием транспортной инфраструктуры, особенно в восточной части страны.
 

На «прямой линии» Путин, с одной стороны, защитил кабмин, сказав, что год — не такой большой срок. Но с другой — времени как раз катастрофически мало. И поэтому слова Путина совершенно не стоит рассматривать как индульгенцию кабмину.
 

Тут мы снова возвращаемся к политической тематике. Важнейшим моментом сейчас представляется институт реального общественного контроля за работой правительства и выполнением президентских поручений. «Единая Россия» как партия во главе с премьер-министром вряд ли может критически посмотреть на работу кабинета министров. Не всегда получается и предложить конкретные решения по изменению ситуации.
 

Возможно, эту проблему сможет решить «Общероссийский народный фронт», готовящийся к учредительному съезду. Если он сумеет отстроить эффективную систему коммуникаций с экспертным сообществом и рекрутировать людей с незашоренным взглядом на актуальные проблемы.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Источник: Известия, 07.05.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики