Главная > Актуальные комментарии > Политика > Президент сформировал повестку дня (аудио)

Президент сформировал повестку дня (аудио)

Наталья Мамедова и Владимир Аверин обсуждали с экспертами и слушателями «Вестей ФМ» Послание президента России Владимира Путина Федеральному собранию.

Мамедова: Здравствуйте! Ну, мы, конечно, обсуждаем главную политическую новость — прозвучавшее Послание президента Федеральному Собранию. Это важное событие в жизни любого государства. Его глава обозначает направление, векторы, по которым, собственно, и будет развиваться страна, её законы. Владимир Путин говорил о многих важных вещах, для некоторых, может быть, неожиданных. Там много чего было: о борьбе с уходом от налогов в офшорных зонах, о необходимости учитывать школьные сочинения при поступлении в вузы, о безопасности и полной загрузке заказами предприятий ОПК, о налоговом давлении на бизнес, о миграции, о здравоохранении. В общем, очень широкий спектр.

Аверин: Практически все сферы жизни государства были там так или иначе обозначены. И были предложения по изменению действующих сегодня положений, законов, может быть, каких-то традиционных подходов. Мы предлагаем ответить вам всем на вопрос: что вам показалось в этом Послании наиболее значимым, наиболее важным? В первой части нашей программы мы будем беседовать с нашими экспертами, с политологами. Во второй части программы мы планируем на основе ваших мнений выбрать одну-две темы и обсудить уже с вами. И сейчас с нами на связи директор Фонда национально энергетической безопасности Константин Симонов. Константин Васильевич, что вам в Послании президента показалось самым важным и самым значимым?

Симонов: Вы знаете, я бы отметил, что Путин предлагает такую триаду в Послании: консервативные ценности в морали, либеральный подход в экономике (всё-таки там много действительно достаточно либеральных ценностей, например, тема налогов и облегчение ситуации с проверками, много чего ещё) и третий момент — это активная социальная политика. Действительно, касались вопросов образования, здравоохранения, причём вплоть до и мелочей, но мы же понимаем, что в государственной политике мелочей не бывает. И та же история с диспансеризацией, восстановлением военных кафедр, возвратом сочинений — всё это моменты крайне значимые. Вот, пожалуй, вокруг этих трёх групп всё и концентрировалось. И вот эти три момента мне показались самыми основными.

Мамедова: А удовлетворил ли президент, по-вашему, чаяния всех членов общества, различных групп? Или задачи такой не стояло?

Симонов: Ну, знаете, как у нас любят шутить государственные мужи, президент — не рубль, всем нравиться не может. Но мне кажется, что он попытался поднять достаточно широкий круг вопросов. Конечно, удовлетворить все запросы в выступлении, которое занимает 70 минут, наверное, невозможно, но я думаю, что по крайней мере президент попытался как углубиться в детали. И, может быть, кстати, кому-то покажется, что президент как-то чрезмерно этим увлёкся, забыв о каких-то важных моментах. Но при этом, скажем, задают вопрос: а почему в выступлении не было внутренней политики? Она была. Ну, а что должен был президент сказать? Он сказал: ребята, мы провели либерализацию законодательства, мы допустили политические партии к конкурентной борьбе, вернули губернаторские выборы, у нас оппозиционные партии попадают в парламент, в региональный парламент. Что ещё? Мы здесь всё поменяли, чего, хотите еще глобальнее? Дальше действуйте! И поэтому я думаю, что, уйдя дальше в детали — социальные, экономические, демографические, президент был прав, он тем самым обозначил, что прошлое выступление, может быть, в большей степени было посвящено внутренней политике, потому что выборы закончились. А сейчас мы всё сделали, пожалуйста, помогайте нам, участвуйте, мы все условия для вас создали.

Мамедова: Ну, а сейчас мы будем разговаривать с генеральным директором ВЦИОМа Валерием Федоровым. Что бы вы выделили в Послании президента?

Федоров: На мой взгляд, Послание достаточно сбалансированное, то есть много важных тем было. Но главное, конечно, это четкий ответ на вопрос «что делать с важными социальными обязательствами, в первую очередь перед врачами, учителями». Обещания о повышении их зарплаты не ниже среднего по региону, которые были даны Путиным в ходе предвыборной кампании, затем, в мае прошлого года, превратились в знаменитые указы. Не секрет, что экономическая конъюнктура ухудшается и идет широкая дискуссия по поводу того, что делать: или снижать планку, или искать пути, механизмы, как даже при такой конъюнктуре все-таки выполнить обещания. Часть экономистов, бизнеса ожидала, что президент согласится эту планку опустить. Но сегодня мы услышали, что принято другое решение — будем методы и средства искать под цели, а не цели опускать до уровня наших нынешних возможностей. На мой взгляд, это такая развилка, которая пройдена, и она по большому счету определит и очень важное направление в госполитике, и ситуацию с бюджетом на ближайшие пару лет как минимум.

Аверин: Сегодня прозвучал из уст президента важный тезис: экономические сложности он объяснил не только мировой конъюнктурой, мировым экономическим кризисом, президент сказал, что причины экономических проблем нашей страны лежат внутри нашей страны, а не за ее пределами. Вот насколько это должно изменить экономическую политику в нашей стране, что из этого должно вытекать, по-вашему?

Федоров: Я не экономист, но тоже, конечно, зафиксировал этот момент. Прежде всего потому, что в 2009 году, когда ВВП сократился на 8%, не было жесткой критики в адрес руководства, потому что все понимали, что если бы не кризис в Соединенных Штатах, если бы не глобальная ситуация, мы бы так не упали. Но сегодня мы видим другую обстановку. Сегодня те же самые Соединенные Штаты достаточно динамично развиваются, кризис в еврозоне по большому счету тоже преодолевается, а на этом фоне Россия резко замедлила темпы, то есть у нас рост ожидается в районе всего процента с небольшим в этом году. Конечно, это неприятно. Но с другой стороны, зачем закрывать глаза? Надо дать себе отчет в том, что у нас есть собственные резервы, их немало, которые нужно использовать для того, чтобы наш велосипед, как в известной поговорке, удерживался в вертикальном положении, он должен ехать, а не стоять на месте. Вот наш велосипед должен ехать — это значит, что наш экономический рост должен быть достаточно сильным. 1–2% — это несерьезно, это очень рискованная ситуация и для стабильности страны, и для социального самочувствия наших граждан.

Аверин: Мы просили вас обозначить те темы, которые показались вам наиболее важными, наиболее близкими вам, и, судя по вашим сообщениям, конечно, это здравоохранение и образование. Давайте начнём всё-таки со здравоохранения. Вот, в частности, что сказал президент, касаясь этой темы и темы обязательного медицинского страхования: «Базовый вопрос — это реальный переход к страховому принципу в здравоохранении. Сегодня функция ОМС, по сути, сводится к прокачке денег до получателя, но только не через бюджет, как раньше, а через внебюджетные фонды, а задача совершенно другая. Задача заключается в том, чтобы работал именно страховой принцип, чтобы возросла ответственность человека за своё здоровье». И по этому поводу уже есть некоторые замечания, и мы сразу заспорили с Наташей. Вот что это значит, во что это должно вылиться?

Мамедова: Ну, если в основе страховой принцип, тогда… Ну, как с машинами, как страховка, получается.

Аверин: Да, самый известный опыт для нас — это автомобильное страхование.

Мамедова: Получается, что если человек работает над своим здоровьем, ну, в хорошем смысле слова: он старается не болеть, делает для этого какие-то вещи, мало посещает поликлиники, не беспокоит врачей, бережет своё здоровье, тогда он должен получить страховую премию.

Аверин: Да. Вот какой-то бонус должен быть. Какой, по-вашему? Вот с этим вопросом мы обращаемся к вам. Потому что понятно, что все тезисы, которые сказаны президентом в адрес Федерального Собрания, в адрес законодателя, должны в итоге вылиться в некие законодательные акты, в некие юридические нормы. Что бы ля вас, например, стало бы таким бонусом за ответственное отношение к своему собственному здоровью?

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Источник: Вести ФМ, 12.12.2013


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики