Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Передача управления коммунальными ресурсами (тепло, электричество, газ, вода) в частные руки

Передача управления коммунальными ресурсами (тепло, электричество, газ, вода) в частные руки

В среду, 31 января, в Медиа-центре газеты «Известия» состоялся круглый стол, на тему: «Передача управления коммунальными ресурсами (тепло, электричество, газ, вода) в частные руки» .
Круглый стол был посвящен подведению итогов экспертного исследования на тему «Реформа ЖКХ: управляющие компании и ресурсоснабжение», проведенного Фондом национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и компанией «ПРОФИ-групп».

В кругломстоле принимали участие:
Фирсанова Елена Витальевна - компания«ПРОФИ-групп», руководитель проекта;
Симонов Константин Васильевич - Фонд национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), генеральныйдиректор;
Жилин Олег Федорович - Российское газовое общество, вице-президент, заместитель председателя Экспертного совета;
Вербицкий Александр Саулович - «МосводоканалНИИпроект», ведущий научный сотрудник.

Публикуем основные фрагменты этого круглого стола:

Елена Фирсанова:
Исследование современного состояния жилищно-коммунального хозяйства в России было проведено в ноябре-декабре 2006 года. В нем приняли участие директора управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, представители ГД и СФ, общественной палаты, независимые эксперты и разработчики реформы, поэтому оно отображает все точки зрения. Главной задачей стала систематизация и обобщение этих точек зрения.

О результатах исследования.
Приватизация жилья, новый жилищный кодекс и жилищная программа, стали этапами либерализации системы ЖКХ. Но итогом более чем 10 летних преобразований в этой сфере стал рост стоимости коммунальных услуг. По данным Минрегионразвития уже в 1995 году собираемость платежей населения составила 93%. При этом доля убыточных МУПов составила 58%. Сложилась уникальная ситуация: система ЖКХ находится в критическом состоянии, коммунальная система тоже, коммунальные фонды изношены более чем на 60%, более чем 30% составляет выработка ресурсов. И последняя интрига развернулась на наших глазах, за 2 недели до нового года Госдума приняла поправки к жилищному кодексу, сначала они предложили отсрочить выбор формы управления многоквартирным домом на один год, а потом поменяли концепцию и возложили всю ответственность за это на региональные и муниципальные власти.

Все эти метания говорят о том, что единая концепция реформирования коммунальной сферы практически отсутствует. Она отсутствует в сознании и законодателей, и населения. Люди не понимают цели преобразования и не понимают, что они должны выбрать в итоге.

Поэтому главным предметом нашего исследования стала реформа в коммунальной сфере, и в частности, мы уделили особое внимание проблеме предоставления гражданам коммунальных услуг. Как сказал один из наших экспертов, что благие намерения в очередной раз разбились о реальность, «в теории правильно, а по сути издевательство». По мнению большинства экспертов, отмечено, что нет четкого разделения на жилищную и коммунальную сферу, с одной стороны оно есть, потому что есть коммунальные законы, есть жилищные законы, есть жилищный кодекс, который все это регулирует. С другой стороны, методы и подходы к регулированию этих сфер практически одинаковы. Получается, что мы две разные сферы пытаемся регулировать одними и теми же законами. Коммунальная сфера коренным образом отличается от жилищной. Я назову два отличия, которые привели нам эксперты: во-первых, коммунальная система зажата между большой энергетикой и большой политикой, это означает, что тарифы и нормативы регулируются и эта сфера зависит от политической конъюнктуры. Возникает вопрос, как можно влиять на цены и стоимость ресурсов, если здесь все жестко регулируется, где та конкуренция, о которой заявляли разработчики реформ? Во-вторых, работа управляющих компанией по обеспечению коммунальных ресурсов связана с большим риском. Это и неплатежи населения, и кассовые разрывы. Соответственно если управляющая организация существует в такой форме, как она заявлена в законе, она обязана обеспечить 100% предоплату поставок коммунальных ресурсов, но в реальности сделать этого не может, так как уставной капитал у нее маленький, собственных средств недостаточно, а население будет делать платежи гораздо позже и не все сразу. Единый подход к реформированию жилищной и коммунальной сфер – попытка надеть один сапог на две ноги. Жилищная и коммунальная сферы регулируются нормами Жилищного кодекса, но практика показывает, что сферы ЖКХ совершенно различны и требуют различного подхода.

Какие факторы препятствуют реформированию?
В скором времени население столкнется не только с ростом стоимости коммунальных услуг, но и с проблемой безопасности сетей. В частности, газового оборудования и уже есть трагические примеры. Одна из самых больших проблем - как защититься от мошенников? Высока вероятность того, что придет компания, соберет деньги с населения и исчезнет. У населения нет критериев выбора управляющих компаний. Еще одна опасность – ресурсоснабжающие организации будут ограничивать поставки энергоресурсов, применять веерное отключение и т.п. Большинство управляющих организаций не понимают, каким образом они будут работать с этим, и возмещать льготы населению. Эксперты говорят, надо применять разные подходы к реформированию в жилищной и коммунальной сферах. Еще один вывод, что надо действовать последовательно, поэтапно. Пусть управляющая организация занимается жилищными услугами.

Сегодня управляющие компании не горят желанием идти в рискованную непонятную для них сферу, ресурсоснабжающая организация боится, что потеряет возможность контролировать и гарантировать платежи, федеральная власть в декабре переложила ответственность на региональную власть… Население вообще ничего не понимает, потому что никто не объяснил, что делать. Вопрос остается открытым.

Константин Симонов
- Я бы хотел расставить некоторые акценты. Во-первых, мы выступали как аккумуляторы экспертного мнения. В результате данного исследования эксперты констатировали смешение жилищной и коммунальной сфер в ЖКХ . Одно дело, это обслуживание домов, а другое это коммунальные услуги – поставки электричества, воды и света, это совершенно разные вещи и не совсем понятно, как может присутствовать конкуренция, например, в подаче газа в многоквартирных домах.

Не совсем ясно, по каким критериям жителям придется выбирать управляющую компанию. Требования к управляющим компаниям излишне либеральны, нет закона об управляющих компаниях, нет индустрии управленцев в жилищном хозяйстве.

Возможные последствия деятельности управляющей компании в области предоставления коммунальных услуг:
1.Рост стоимости коммунальных ресурсов.
2.Проблема безопасности сетей вообще и в особенности газовых.
3.Отсутствие гарантий защиты от мошенника.
4.Снижение стабильности ресурсоснабжения.
Поэтому применение единых правил при реформировании жилищной и коммунальной составляющих нецелесообразно. Ресурсоснабжающие организации различны и для каждой сферы необходим отдельный пакет законов.

Олег Жилин:
- В отличие от предыдущих выступающих я представляю довольно узкую зону всей этой коммунальной составляющей - зону газоснабжения потребителей. Хотел бы отметить, что в жилищном кодексе практически отсутствует понятие коммунальной услуги, а когда этого понятия нет, то системные ошибки возникают буквально везде. Я обращаю внимание на следующее обстоятельство: мы называем коммунальной услугой газоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение. Услуга, это деятельность, полезный эффект которой мы ощущаем в процессе ее реализации. А поставка ресурсов определяется у нас гражданским кодексом, договором поставки, т.е. договором снабжения. Смешав понятия, мы можем столкнуться с неплатежами. Когда возникает вопрос, относится ли газоснабжение к коммунальной услуге, я могу сказать, что в том виде, в котором она внесена в жилищный кодекс, коммунальная услуга включает в себя газоснабжение, но ни в коем случае не является услугой. Поэтому надо начинать с законодателя. Я считаю, что уборка мусора это больше коммунальная услуга, чем поставка, продажа, и перекупка энергоресурсов. Тем более компаниями, которые не имеют ничего за душой. Сегодня по всей стране созданы системы бытовых организаций, которые работают с населением по приему платежей, распределяют субсидии и налажено почти 100% платежное состояние за ресурс. Поэтому на наблюдательном совете, в Российском газовом обществе мы приняли решение провести эксперимент по той управляющей компании, которая может справиться с проблемами поставок энергоресурсов. И мы считаем, что население не должно платить за те преобразования, которые мы делаем. Если владелец ресурсов поручит управляющей компанией выполнять функцию перепродажи его ресурсов, то тогда владелец ресурса должен ему заплатить. Не дело заставлять население оплачивать все возможные переходы. Я считаю, что системных ошибок очень много и прежде чем заниматься созданием управляющих компаний, надо вносить изменения в жилищный кодекс.

Александр Вербицкий:
- Великая коммунальная революция в нашей стране давно совершилась, совершилась она в 1991 г., когда был принят закон о приватизации жилья. После этого закона, единое ЖКХ разделилось по двум видам собственности. Коммунальная система осталась в собственности либо государства, либо муниципалитетов. Жилье стало обще-долевой собственностью. В 1995 году был введен гражданский кодекс, который обозначил несколько принципиальных позиций, которые продолжили принципы жилищно-коммунальной революции. Собственники обще-долевого имущества обязаны о нем заботиться, как и о собственном имуществе. Сферы давно поделены, однако не все это заметили, к сожалению. Это не заметили муниципальные и государственные власти, все наши дома продолжают обслуживаться теми организациями, которые выполняли эти функции раньше. Это в принципе правильно, это обеспечивает плавный переход к новым методам управления, однако качество услуг остается низким. Как можно представить конечный результат преобразований? В принципе очень просто. Я бы его сформулировал так: «Государство, знай свое место!». Сегодня государству законами определены очень четкие места для деятельности. К сожалению, государство свои обязательства ни в жилищной сфере, ни в коммунальном хозяйстве за все 15-16 лет реформ не выполняло. И конечным результатом преобразований, на мой взгляд, должно стать то, что государство должно надежно выполнять свои обязательства. К сожалению, сегодня в очень многих городах эти обязательства не выполняются. Теперь до 1 мая 2008 года, государство может готовиться и устранять недоработки. На пути реформирования, очень много препятствий, но все эти препятствия можно ликвидировать.

Опубликовано: газета «Известия», 1 февраля 2007 года.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики