Главная > Актуальные комментарии > Экономика > «Из Крыма вполне можно сделать историю успеха» (аудио)

«Из Крыма вполне можно сделать историю успеха» (аудио)

Российские авиакомпании увеличивают количество рейсов в Крым. Об этом крупнейшие авиаперевозчики заявили агентству ТАСС. Только у «Аэрофлота» количество рейсов на весенне-летний сезон вырастет со 154 до почти 190 в неделю. О перспективах полуострова рассуждает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Вот и прошел год с момента возвращения Крыма в состав России. Дискуссий на этот счет ведется много, и одна из них — а не слишком ли дорого обошелся нам полуостров? Вопрос этот имеет два измерения. Первое — санкции, подешевевшая нефть и прочие прелести экономического давления на Москву. Но тут надо подумать вот над чем: а если бы не было Крыма, избежали бы мы этих санкций? Сомнительно. Проблемы с Вашингтоном начались раньше, так что без Крыма нашелся бы другой повод. События на Украине разворачивались столь стремительно, что наверняка нас втянули бы в какую-то историю. Нас бьют — мы отвечаем. Я лично вполне допускаю, что спусковым крючком стала Сирия. Так что были бы с теми же санкциями, но без Крыма.

Второе измерение — расходы собственно на Крым. Ну, пока по большому счету огромных инвестиций в Крым не сделано. Пока расходы идут на социальные выплаты нашим новым согражданам. Мост мы не построили, проблему энергонезависимости полуострова еще не решили. Так что экономикой Крыма на самом деле еще только предстоит заниматься. И расходы нести. Однако рассматривать Крым как гирю на ногах российской экономики я бы не спешил. У нас вообще новые возможности рассматривают как проклятье. И большие территории, кстати, тоже. Дальний Восток — проклятье. Кавказ — проклятье. Да что там говорить: даже нефть с газом — и те проклятые. Концепция сброса территорий весьма популярна в определенных интеллектуальных кругах. Конечно, при таком подходе у нас все превращается в кошмар.

А вообще-то у полуострова есть вполне разумные экономические перспективы — и в сфере рекреации, и в сфере сельского хозяйства. Да, частные инвестиции осложнены санкциями. Однако они вполне возможны. В конце концов и Сочи считали едва ли не черной дырой. А теперь там и современная инфраструктура, и зимний курорт, и летний. Начался ивент-туризм — помню забытые самолеты болельщиков, летевших на первую в России «Формулу-1». Мои знакомые отдыхают в Сочи, и никто их туда не загоняет. Да, без моста массовый отдых будет затруднен. Но удалось наладить стабильное авиасообщение с довольно комфортными ценами.

Удивительно, но даже Турция заволновалась — она огласила идею пускать наших туристов по внутрироссийским паспортам, что, конечно, будет серьезной новацией.

В общем, не так страшен Крым, как некоторые представляют. Другое дело, что нужно быстрее встраивать полуостров в российское экономическое и правовое пространство. Крым не может вечно быть лишь уникальной территорией со своим укладом и историей. Ну и нужно, конечно, изучить, что же такое современный Крым. Вот провели перепись населения. Росстат потихоньку начал давать статистику по Крыму, хотя и очень медленно. Из Крыма вполне можно сделать историю успеха — просто надо не забывать не только про роль полуострова в событиях годовалой давности, но и про его экономику.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 18.03.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики