Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Взыскание 50 млрд по делу ЮКОСа. Издержки России

Взыскание 50 млрд по делу ЮКОСа. Издержки России

Европейские суды арестовывают российское имущество по искам экс-акционеров ЮКОСа. Пока только в Бельгии и Франции. Но иски против России уже поданы и в других странах — в частности, в США и, предположительно, в Великобритании

Бывшие акционеры нефтяной компании требуют исполнения решения Гаагского арбитража, который постановил взыскать с России 50 миллиардов долларов по делу ЮКОСа. Какой ущерб это может нанести России?

Взыскать все 50 миллиардов долларов никто и не надеется. По словам юристов, сумма на порядок меньше — это максимум, на что могут рассчитывать экс-акционеры ЮКОСа. Хотя пять миллиардов — тоже немало. По текущему курсу это чуть больше 280 миллиардов рублей — примерно половина от того, что Россия планирует потратить в этом году на здравоохранение.

Размер компенсации, которую присудил истцам Международный третейский суд в Гааге, является беспрецедентным. До этого своеобразный антирекорд принадлежал Эквадору, которого обязали выплатить чуть больше миллиарда долларов группе американских инвесторов.

Публичного реестра зарубежного имущества российского государства нет. В данном случае это хорошо, потому что экс-акционерам ЮКОСа придется самостоятельно разыскивать по всему миру активы российского государства. Что они будут искать в первую очередь? Говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.

Эдуард Савуляк

директор московского офиса компании Tax Consulting UK

«Естественно, у акционеров ЮКОСа нет задачи с этим канителиться 10 лет. Самое быстрое было бы, конечно, арестовать деньги. Деньги арестовал, доказал, забрал и все, на этом все закончилось. Чтобы арестовать деньги, нужно арестовать конкретный счет, чтобы деньги оказались там по возможности, в момент ареста. Соответственно, здесь уже без каких-то детективов, какой-то утечки информации, потому что это информация, естественно, как минимум конфиденциальная, узнать где, какой там номер счета, относительно вроде бы непросто, но в современно мире конечно можно».

По словам юристов, в зону риска попадает все, что не имеет отношения к некоммерческой деятельности российского государства. Иммунитетом обладают только собственность и счета российских диппредставительств и МИДа, а также военная техника и имущество, принадлежащие Министерству обороны России. Часто межгосударственными договорами определяется, что взыскание не может быть обращено на предметы искусства из коллекций государственных музеев. Правда, тут сразу вспоминается история с арестом в 2005-м по запросу швейцарской Noga картин из Пушкинского музея. Потом арест был снят, и картины вернулись в Москву.

В середине июня по запросам экс-акционеров ЮКОСа во Франции и Бельгии были арестованы, в том числе, счета диппредставительств России — но ненадолго. Буквально в течение суток счета в банке «ВТБ Франция» были разблокированы,  рассказал журналистам глава ВТБ 24 Михаил Задорнов.

Непонятно, на что рассчитывали истцы, поскольку никаких сомнений в государственном иммунитете этих средств не было изначально. В Бельгии по иску Yukos Universal Limited на 1,6 миллиарда евро были арестованы и счета архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ, а также представительства российских СМИ, хотя прямого отношения к российскому государству они не имеют. Чем руководствовались экс-акционеры ЮКОСа, требуя ареста этих активов? Объясняет председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей Линецкий

председатель правления Московского юридического агентства

«Очень важным является не только то, на чье имя записана та или иная собственность — номинальный владелец. Принципиальным является то, кто бенефициарный владелец, т.е. кто является главным выгодоприобретателем. То, что тот или иной актив записан на частную компанию, не является окончательным иммунитетом от ареста. Безусловно, юристы ЮКОСа будут говорить о том, что компания контролируется государством. Значительная доля прибыли выплачивается в государственный бюджет, а значит, часть этих средств, фактически, принадлежит Российской Федерации, и в значительной степени возникает высокий риск, что суд поддержит их аргументы».

На вопрос о том, подлежат ли аресту активы российских публичных компаний с госучастием — таких, как, например, «Газпром» или «Роснефть», однозначного ответа юристы не дают. Но не исключают попыток арестов их счетов пропорционально доле российского государства в акционерном капитале.

А вот, например, счета и имущество «Рособоронэкспорта» могут быть арестованы, поскольку эта организация на 100% принадлежит государству и при этом занимается коммерческой деятельностью. Под угрозой зарубежные контракты на поставки российской военной техники и вооружений. В прошлом году продажи «Рособоронэкспорта» составили 13 миллиардов долларов. В июле в Великобритании были арестованы счета информагентства «Россия сегодня». Правда, как пояснила главред Маргарита Симоньян, это было связано не с делом ЮКОСа, а с санкциями в отношении гендиректора агентства Дмитрия Киселева.

Но можно не сомневаться, что экс-акционеры нефтяной компании попытают счастья и в Туманном Альбионе. А это уже намного серьезнее, чем Франция или Бельгия. Потому что именно в Великобритании — так уж сложилось — сосредоточены основные интересы российского бизнеса и российского государства за рубежом.

В США экс-акционеры ЮКОСа подали иск в суд округа Колумбия в ноябре прошлого года. В июне США вручили России повестку в суд по этому делу. На ответ у Москвы есть время до 20 августа. Что разыскивают в Штатах Hulley Enterprises, Yukos Universal и Veteran Petroleum? Не исключено, что российские резервы. Правда, как заявил экс-министр финансов Алексей Кудрин, средства Резервного фонда и ФНБ не размещаются за пределами нашей страны, и их не могут арестовать по делу ЮКОСа. Но есть еще средства, которые российский Центробанк размещает в гособлигациях США. Установить, что это российская собственность, не так уж и сложно. Говорит руководитель экономической программы фонда Карнеги Андрей Мовчан.

Андрей Мовчан

руководитель экономической программы фонда Карнеги

«Это электронные записи. Начинаются они наверху Федеральной резервной системы, естественно. Дальше существует цепочка номинального владения, причем, я просто не располагаю информацией. Я думаю, что в ЦБ она есть. Относительно того, через какого номинального владельца ЦБ РФ владеет ими. Я подозреваю, что это что-нибудь типа ClearStream, или счет в Bank of New York. Но в любом случае этот некий номинальный владелец в конечном итоге должен держать свой счет в какой-то американской системе, и все равно, поскольку сейчас все прозрачно в этом мире, у этого банка можно вычленить, какая доля и каких бумаг принадлежит российскому государству».

В теории, взыскание по иску экс-акционеров ЮКОСа может быть обращено и на международные резервы России, размещенные в US Treasuries. По данным американского Минфина, на апрель этого года, речь идет о сумме в 66,5 миллиарда долларов. Но Белый дом не допустит ареста этих бумаг, считает советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов.

Сергей Хестанов

советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие»

«С практической точки зрения, наложение любых ограничений на те бумаги, которые являются резервами государства, крайне маловероятно. Связано это с тем, что после первого подобного прецедента доверие к американским госбумагам как к инструменту сбережения будет радикально подорвано. Именно соображения относительно того, что подрыв доверия приведет к панической распродаже госбумаг, и удержит исполнительную власть США от наложения любых арестов на те средства, которые являются резервами суверенного государства».

Надо понимать, что пока об отчуждении российского имущества по искам экс-акционеров ЮКОСа речи не идет. Суды разных стран принимают решения об обеспечительных арестах, которые довольно легко могут быть сняты. Сильно ли это вредит интересам России? Отвечает директор центра политологических исследований Финансового Университета Павел Салин.

Павел Салин

директор центра политологических исследований Финансового Университета

«Пока это скорее предупреждение России. Очень неприятное, громкое и сопряженное с определенными расходами, потому что еще до обеспечительных всех этих арестов Россия вкладывала десятки миллионов долларов государственных средств на оплату труда адвокатов. Такое развитие ситуации не выгодно России, потому что таит в себе очень серьезные риски. Не только того, что собственность будет арестована, но и того, что западные партнеры, которые еще не попали под действие санкций и сотрудничают с Россией, воспримут это как дополнительные риски и откажутся сотрудничать. Здесь для России, на мой взгляд, наибольший негативный эффект, а не риск попасть на 50 млрд».

Главный вопрос — какова цель экс-акционеров ЮКОСа. Если они стремятся просто получить как можно больше денег, то, скорее всего, не станут требовать в массовом порядке арестов счетов и имущества, которые не являются собственностью России или же обладают иммунитетом. А вот если задача нанести как можно больший ущерб, тогда деятельность за рубежом любых российских организаций может быть полностью парализована, или, как минимум, сильно затруднена. К чему это приведет? Отвечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симонов

гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности

«На самом деле активы иностранных компаний в России больше, чем наши инвестиции за рубежом. И тут же будут приниматься решения все национализировать здесь. Дай волю этим ребятам — они национализируют все, там от «ИКЕИ» и до сахалинских проектов. Вы понимаете, что это будет жизнь в абсолютно ином мире. Вот мы живем год в серьезном политическом конфликте с Западом. Надо отдавать себе отчет в том, что это еще не нижняя точка падения. Может быть все гораздо радикальнее, аля Советская Россия раннеленинского периода. Будет принят закон, что все эти реквизиции являются элементами экономического давления. В ответ на это Россия считает себя вправе отнимать собственность иностранных компаний».

Вспоминается предложение советника президента Сергея Глазьева, который в марте прошлого года заявлял, что в ответ на санкции США надо отказаться от возврата денег, занятых российскими организациями в американских банках. А осенью депутат Евгений Федоров подготовил законопроект об изъятии иностранной собственности в счет арестованной за рубежом. Не исключено, что похожие инициативы появятся снова, правда, на этот раз, не в связи с санкциями, а в связи с исками экс-акционеров ЮКОСа. Остается только надеяться, что до полномасштабной экономической войны России и Запада дело все-таки не дойдет.

Источник: BFM.RU, 15.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики