Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Деньги за «коммуналку» уйдут по прямой

Деньги за «коммуналку» уйдут по прямой

Новая реформа, готовящаяся в сфере ЖКХ, выгодна управляющим компаниям и коммунальщикам, но не потребителям

Ситуацию с неплатежами в сфере ЖКХ в России можно назвать не просто критической, а катастрофической: общая сумма задолженности превысила 1 трлн рублей. Похоже, это именно та точка невозврата, после которой изменение существующей системы стало неизбежным. Вполне вероятно, уже осенью в стране появится закон о переходе на прямые договоры между поставщиками и получателями услуг ЖКХ.

Убрать финансовые прослойки

Вопрос о прямых договорах по оплате ЖКХ поднимается не впервые. Минстрой РФ уже предлагал вводить прямые договора между ресурсоснабжающими организациями — это поставщики электроэнергии, тепла, газа, воды — и жильцами многоквартирных домов, правда, лишь в том случае, если управляющая компания систематически не платит поставщикам в течение нескольких месяцев. Однако это посчитали «косметическим» решением проблемы. Взамен депутатам хотят предложить закон об обязательном переходе на прямые договоры, который, как заявил ТАСС глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, может быть принят уже в осеннюю сессию.

Как ни странно, с наибольшим энтузиазмом эту новость восприняли поставщики ресурсов. По информации «Русской планеты», большинство из них давно ждали подобного закона. «Мы считаем, что это мера, необходимость которой уже давно назрела. От ее скорейшей реализации зависят жизнеспособность и возможность дальнейшего развития сферы ЖКХ и энергетики, повышения качества жилищных и коммунальных услуг», — заявил директор по реализации электроэнергии ГК «ТНС энерго» Алексей Ситдиков.

Евгений Конев, заместитель руководителя экспертной секции «Повышение платежной дисциплины в сфере ТЭК и ЖКХ» экспертного совета комитета Госдумы по энергетике, тоже считает изменение схемы расчетов абсолютно верным шагом. Во многих регионах ситуация в сфере расчетов за поставленные энергоресурсы уже стала критической — и именно по вине недобросовестных управляющих компаний.

«На сегодня долги жилищных организаций перед ТГК-2 за тепловую энергию в общем объеме дебиторской задолженности потребителей составляют 94% и достигают нескольких миллиардов рублей, — отмечает директор по энергосбытовой деятельности ТГК-2 Валерий Маковский. — Схема, применяемая недобросовестными управляющими компаниями, реализуется с завидным постоянством: накопление задолженности перед поставщиком энергоресурсов — банкротство компании — вывод домов во вновь созданные управляющие компании».

В настоящее время по этому сценарию развивается ситуация с одной из крупнейших управляющих компаний Архангельска ООО УК «ТОРН-1», долги которой перед ТГК-2 превышают 150 млн рублей. «То же происходит с УК группы компаний "Семь дней" — у нее долги свыше 77 млн рублей, а также с УК, образованными на базе УК "Связькабельстрой": их долги составляют 180 млн рублей», — рассказывает Маковский. Что немаловажно, судебные процессы по привлечению к ответственности руководителей подобных УК длятся годами. При этом даже при наличии судебного решения взыскать денежные средства с виновных проблематично, потому что суммы, которые УК должны были передавать пострадавшим поставщикам, обычно на порядки выше размера их уставного капитала и стоимости всего имущества, сетует эксперт.

По статистике, недобросовестные управляющие компании представляют одну из самых многочисленных категорий должников. Такие организации собирают платежи с населения, а затем намеренно удерживают эти средства в своем пользовании.  Многие УК принципиально платят за ресурсы только по решению суда. Пока длится процесс — а это в среднем пять-восемь месяцев, — УК фактически пользуются льготной рассрочкой на выплату своих долгов.

С больной головы на здоровую

Занятно, что при всем этом УК тоже активно поддерживают принятие нового закона. Но, что самое парадоксальное, они в то же время продолжают настаивать на том, что, мол, виноваты-то потребители! Аргумент заключается в том, что при существующей системе управляющая организация обязана сама компенсировать поставщику ресурсов долги недисциплинированных жителей. Это приводит к тому, что УК и ТСЖ вынуждены брать недостающие средства из платы, собранной на содержание жилья, внесенной добросовестными потребителями. В результате добросовестные потребители фактически оплачивают долги соседей, недополучая из-за этого качественную жилищную услугу. Вот эту несправедливость и надо ликвидировать, ратуют управляющие.

«Наиболее нездоровая ситуация в наиболее депрессионных регионах РФ, где у местных и региональных властей не хватает денег на поддержку ЖКХ, а населению все труднее оплачивать возрастающие расходы на коммунальные услуги. Однако особенно можно выделить Северный Кавказ. Здесь зачастую население просто не считает нужным платить за коммунальные услуги», — рассказал руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Конечно, проблему долгов за коммуналку в разных регионах страны ощущают по-разному. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга она не особенно актуальна, а вот в остальной России — наоборот. Однако в целом ситуация такова, что «среднестатистический» потребитель рассчитывается достаточно аккуратно и вовремя, за исключением небольшой группы людей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и по каким-то причинам не получающих помощь от государства. Ну и откровенных маргиналов. Так что, к расстройству УК, их попытка перевалить ответственность за долги на самих жильцов провалилась. «У нас распространено мнение, что управляющие компании только спят и видят, как украсть коммунальные  платежи граждан. На самом же деле ситуация немного сложнее. Последнее время управляющие компании все чаще сами не хотят связываться с коммунальными платежами и, желая оставить за собой только предоставление жилищных услуг, призывают жителей переходить на прямые расчеты с коммунальщиками», — говорит Перов.

«Проблема в многоквартирных домах больше связана с наличием финансовых посредников в виде УК и ТСЖ. Именно они сейчас должны быть мотивированы собирать плату в полном объеме и своевременно, чтобы не накопить долгов перед поставщиками», — отмечает Алексей Ситдиков. Но на деле УК и ТСЖ в домах с низкой платежной дисциплиной предпочитают не бороться с накоплением долгов, а просто закрывать на них глаза. Деньги-то чужие, зачем напрягаться? 

Тем временем сам поставщик в сегодняшней схеме не имеет права требовать эти долги с конечных потребителей. В результате долги перед поставщиками начинают расти с огромной скоростью, а УК и ТСЖ планово готовятся к судам и банкротству. «Если закон о прямых расчетах будет принят, положительные эффекты будут и для поставщиков, и для управляющих организаций, — считает Ситдиков. — Так, например, поставщики ресурсов получат возможность требовать с должников плату за поставленные ресурсы не только в текущем режиме, но даже после смены управляющих организаций, не позволяя злостным неплательщикам получать "амнистию" при ликвидации ТСЖ или УК».

Не увильнешь

Председатель правления НП ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая в беседе с «Русской планетой» согласилась, что отношения в системе расчетов надо менять. Но при этом отметила,  что управляющие компании должны стать полноправными представителями потребителей по взаиморасчетам с ресурсоснабжающими организациями и поставке коммунальных услуг. «Таким образом, необходимо предоставить УК возможность заключать договор с ресурсоснабжающими организациями от имени и за счет собственников», — уверена Невмержицкая.

Но опыт ТГК-1 говорит о другом. Компания перешла на прямые платежи с жителями Мурманска, Петрозаводска, Апатитов и Кировска Мурманской области, Кировска Ленинградской области. И уровень собираемости средств вырос и составляет от 95 до 100%. В то же время уровень оплаты счетов посредниками составляет от 0 до 70% в случае злостных неплательщиков и от 70 до 90% в остальных случаях.

Только при прямых отношениях обеспечивается право собственности поставщика ресурса на денежные средства, поступающие в оплату за коммунальные услуги от потребителей, говорят сами коммунальщики. При этом долги потребителей за ресурсы, независимо от банкротства УК или ее смены, сохраняются.

Несомненное преимущество от такой схемы получат и сами управляющие, считает Алексей Ситдиков. Если раньше поставщики ресурсов часто держали УК и ТСЖ «в заложниках», шантажируя их долгами, то с введением закона они не будут зависеть от хороших отношений с поставщиками. А значит, УК и ТСЖ смогут смело представлять интересы потребителей перед поставщиками ресурсов, более активно требовать обеспечения качества ресурсов, выплаты потребителям штрафов и проведения перерасчетов при некачественной поставке. Таким образом, можно ожидать повышения не только качества жилищных услуг, но и качества работы поставщиков ресурсов.

Кому вершки, а кому корешки

По большому счету реформа, у которой сегодня все больше сторонников из числа поставщиков коммунальных ресурсов, рассчитана отнюдь не на удобство граждан. Она лишь избавит добросовестные УК от головной боли в виде постоянной задолженности за коммунальные ресурсы из-за нерадивости части жильцов, не оплачивающих свои счета за ЖКХ. А для коммунальщиков, особенно тех, кто научится эффективно работать с неплательщиками, она привнесет большую стабильность в получении денежных потоков от поставки коммунальных ресурсов. Соответственно, уменьшатся кассовые разрывы.

«Учитывая тот простой факт, что все неплатежи в той или иной степени учитываются в следующих периодах как в тарифах на коммунальные ресурсы, так и в плате за жилищные услуги, то снижение уровня неплатежей скажется на темпах роста общей стоимости жилищно-коммунальных услуг, но вряд ли это будет заметно на фоне высокой инфляции», — замечает Невмержицкая.

Нет сомнений, что в условиях общей финансово-экономической нестабильности рост собираемости коммунальных платежей является безусловным благом для экономики. Но в то же время он же может стать очагом роста социальной напряженности. Ведь рано или поздно поставщики ресурсов начнут нанимать коллекторов, которые будут работать с гражданами теми же методами, которые они сегодня используют при «выбивании» неоплаченных кредитов.  

Что же касается воровства в сфере ЖКХ, то с ним гораздо лучше справились бы оперативные и следственные подразделения МВД России. И эту работу можно значительно активизировать, предусмотрев в ежегодной директиве МВД по основным направлениям деятельности в качестве приоритетной задачи выявление преступлений в жилищно-коммунальном комплексе.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 31.07.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики