Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Сдаем откаты, господа

Сдаем откаты, господа

Минимизация коррупции осталась чуть ли не единственным источником наполнения бюджета

На прошлой неделе «Газпром» внес существенные изменения в объявленный им ранее тендер на строительство 94-километрового участка газопровода «Сила Сибири». Максимальная цена, изначально установленная в размере 16,5 млрд рублей, была сокращена более чем в два раза — до 7,778 млрд рублей. По объемам сокращения стоимости этот случай стал беспрецедентным для новейшей истории российского госзаказа.

Операция «Обрезание»

«Сила Сибири» — проект в большей степени политический, чем экономический. Согласно российско-китайскому контракту на общую сумму около 400 млрд долларов магистральный газопровод пройдет из Якутии в Приморский край, а оттуда протянется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Но по факту львиная доля всех поставок будет идти именно в Поднебесную. Стоимость строительства оценивается в сумму от 55 млрд до 70 млрд долларов.  

Закончить первую нитку предполагается уже в 2017 году. Срок пока не менялся, хотя для этого есть весомые основания. Во-первых, стоимость нефти за год снизилась примерно в два раза. А это значит, что, скорее всего, снизится и стоимость газа, который будет поставляться в Китай по 30-летнему контракту. Во-вторых, «Газпром» не получит от китайской корпорации CNPC предоплату на строительство газопровода в объеме 25 млрд долларов, как это предполагалось поначалу. Российская компания сама отказалась от аванса, дабы не снижать Китаю цену на сырье. Наконец, изменились и условия существования российской экономики и «Газпрома». Ныне такие траты, как на «Силу Сибири», уже выглядят опасными для экономической стабильности страны. Во всяком случае, если говорить о затратах именно в том виде, в каком их озвучивали ранее.

И вот тут как раз и всплывает одно существенное «но», которое, видимо, и позволит не отказываться от изначально задуманных сроков строительства. Это «но» свойственно для России в целом и для «Газпрома» в частности, и заключается оно в том, что при желании любые затраты можно скорректировать в меньшую сторону без каких-либо потерь для конечного результата. Вполне вероятно, что после отказа от китайского кредита «Газпрому» дали понять, что государственной поддержки он не получит, а значит, надо поумерить свои аппетиты и изыскивать средства в собственных закромах.

Дружба с подрядчиками

Возможен и другой вариант: неофициальная разнарядка на сокращение расходов еще не успела дойти до «Газпрома», а тамошние топ-менеджеры уже сыграли на опережение и продемонстрировали руководству страны тягу к экономии. Впрочем, как показывает опыт, такие устремления для «Газпрома» отнюдь не характерны. По словам некоторых представителей отрасли, стоимость тендеров «Газпрома» порой бывает завышена в пять раз. Причина элементарная — откаты. С поставщиком договариваются о гораздо меньшей цене, а всю маржу распределяют по нужным карманам. Как рассказывают нефтяники, абсолютно все государственные компании борются со Счетной палатой объединенными усилиями.

«Теоретически государство обязало концерн все делать через тендер как раз для того, чтобы исключить коррупцию. Но на практике все это привело к тому, что появляются крупные строительные компании с мощным лоббистским ресурсом, и уже они давят на "Газпром". Этим компаниям нужны крупные заказы, чтобы получить высокие прибыли, и именно им нужны завышенные сметы строительства, а не самому "Газпрому"», — излагает свою версию происходящего эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В других госкорпорациях многие контракты просто раздают «дружественным» фирмам, причем цены, естественно, максимально завышаются. Поговаривают, например, что в дочерних компаниях холдинга «Российские сети» стоимость тендеров на строительство может быть завышена на 40 и более процентов. А на обвинения в растрате представители заказчика всегда могут ответить, что, мол, цена строительства сильно зависит от географических, сезонных и чуть ли не астрономических условий.

Горстка избранных

Как говорят эксперты, раз уж мы позволяем частным компаниям распоряжаться национальными ресурсами и жить, по сути, за наш с вами счет, необходимо как минимум создать систему оценки эффективности государственных расходов, и в первую очередь расходов средств и ресурсов, доверенных госкомпаниям.

Однако даже самых элементарных шагов в этом направлении до сих пор не предпринималось. Несложно заметить, что в официальных источниках еще ни разу не публиковали информацию о том, за что же конкретно получают свои бонусы топ-менеджеры российских госкомпаний. А о том, чтобы их поощряли за реальное сокращение конкретных издержек, и неофициальные-то источники и слыхом не слыхивали.

Правда состоит в том, что госкорпоративные управленцы получают многомиллионные премии просто за то, что достигают плановых показателей, которые, чего уж греха таить, сами и «нарисовали». Например: 12 топ-менеджеров «Роснефти» за первое полугодие заработали почти 2,8 млрд рублей. В компании эту внезапную щедрость объяснили тем, что, мол, выплата бонусов за 2014 год была перенесена на июнь 2015-го. Но, как бы там ни было, все эти бонусы, полученные непонятно за что, 12 среднестатистических россиян не смогли бы заработать и за несколько прожитых в труде жизней.

На этом фоне даже «Газпром» пытается казаться более или менее «порядочной» компанией и идет ну просто на нечеловеческие жертвы. Так, в первом полугодии 2015 года доходы членов правления снизились относительно аналогичного периода 2014-го аж на целых 3% (!) и составили «всего лишь» 1,086 млрд рублей.

Пора «резать косты»

Можно ли сказать, что наконец-то и такие гиганты, как «Газпром», перестали быть неприкасаемыми? Или что кризис добрался-таки до святая святых коррупционеров, а именно до закрытой для простых смертных сферы госзакупок? На основании лишь одного случая — вряд ли. Но можно по меньшей мере надеяться, а может, даже и предполагать, что тренд на сокращение явно раздутых затрат госкомпаний все-таки был задан именно сверху. С учетом того, что, кроме минимизации коррупции, у нас на сегодняшний день практически не осталось источников извлечения денег, это было бы не то что закономерным, а теперь уже вынужденным решением.

И ведь во сколько раз может подскочить эффективность госкомпаний, стоит им только посидеть пару месяцев без сверхбонусов и откатов? Суммы потенциально сэкономленных денег простому человеку даже осознать будет трудно. Но довольствоваться только этой экономией ни в коем разе нельзя. Сами по себе взаимоотношения между государством и его наемными работниками на правах акционеров некой общенародной собственности — это не только абсурд, но и откровенное казнокрадство. И до тех пор, пока это не изменится в корне, растаскивание госбюджета будет продолжаться. 

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 19.08.2015 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики