Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Дальний Восток должен стать ближним, иначе Россия его потеряет

Дальний Восток должен стать ближним, иначе Россия его потеряет

Вчера президент Дмитрий Медведев сделал беспрецедентное заявление о том, что Россия может потерять Дальневосточный регион, если не будут приняты срочные меры по его развитию. Это была попытка «растормошить» чиновников и бизнес, напомнить им о том, что в условиях мировой конкуренции за ресурсы речь всерьез идет о территориальной целостности России, считают эксперты. По их мнению, российский Дальний Восток в перспективе действительно может превратиться в сырьевой придаток азиатских стран.

«Если мы не активизируем работу, то в конечном счете можем все потерять», — заявил президент на совещании по вопросам социально-экономического развития Камчатского края. Как он отметил, «даже незыблемые с точки зрения обычного человека вещи иногда заканчиваются крайне драматичным образом», приведя в пример развал СССР. По мнению г-на Медведева, последствия бездействия могут наступить достаточно быстро, поэтому нужно «принимать управленческие решения и не прятаться за другие проблемы». Напомним, находясь во вторник на Чукотке, президент высказался против эвакуации местного населения на материк, а во время встречи с губернатором Магаданской области Николаем Дудовым заявил, что экономический потенциал, который есть в регионе, создан кровью и потом миллионов соотечественников: «Мы не имеем права растратить то, что досталось такой ценой». Кроме того, президент раскритиковал федеральные власти за срыв сроков принятия долгосрочной стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Глава Минрегиона России Дмитрий Козак во время совещания пообещал, что на развитие Камчатки до 2017 года будет выделено почти 57 млрд руб. Но среди представителей власти и экспертов нет единого мнения относительно того, какого вектора необходимо придерживаться в развитии Дальнего Востока. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил вчера РБК daily, что нынешним властям надо повторить подвиг Сергея Витте по освоению Дальнего Востока. По его словам, правительство Москвы переоснащает воздушный флот вместе с Ростехнологиями, в частности компанию «Атлант-Союз», чтобы цементировать систему внутренних российских авиаперевозок. Кроме того, «Москва строит жилые дома во Владивостоке и собирается расширять такого рода помощь». Глава МЧС Сергей Шойгу предложил РБК daily вспомнить методы возрождения Дальнего Востока, существовавшие во времена царской России, например беспроцентные ссуды местному населению и освобождение мужчин от воинской службы. Вице-премьер Александр Жуков заявил РБК daily, что «нужно время и все будет нормально», поскольку деньги в развитие региона федеральный бюджет начал вкладывать только сейчас, раньше такой возможности не было.

Проблемы Дальневосточного региона действительно достигли критической точки. Экс-руководитель департамента Минрегиона заместитель директора фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Максим Перов констатирует, что дальневосточная территория уже и так полностью оторвана от остальной России. «Этот регион в своей деятельности вынужден ориентироваться на крупные азиатские точки роста, такие как Пекин, Сеул, Токио», — говорит он. По его словам, импорт из Азии занимает 90% потребительского рынка Дальнего Востока. А высокие транспортные тарифы и дорогая электроэнергия фактически запретительны для развития местного бизнеса, особенно среднего.

В качестве основной проблемы Дальнего Востока, тянущей за собой все остальные, эксперты называют отток населения. «Говоря о Дальнем Востоке, мы фактически имеем в виду полстраны. В перспективе экспансия зарубежного бизнеса может привести к тому, что де-юре этот регион останется российским, а де-факто превратится в сырьевой придаток Китая и Японии», — согласен гендиректор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский.

Председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев считает, что в первую очередь необходимо бороться с коррупцией. «Региональная власть полностью задавила малый и средний бизнес, который активно уходит в Китай», — говорит он. Учитывая гигантские масштабы страны, по мнению руководителя региональных проблем Фонда развития информационной политики Александра Кынева, в первую очередь нужно решать проблему коммуникаций — транспортные тарифы, железные дороги, авиационное и автомобильное сообщение.

Решить такие проблемы может только государство. «Колоссальные инвестиции при колоссальных рисках частный бизнес делать не станет, — считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Для этого понадобится мобилизация, сопоставимая с гулаговской, но государство у нас слишком рыхлое, расслабленное и сибаритское, к тому же оно боится обвинений в дирижизме. Это очень странно для самой большой страны в мире, 15% населения которой живет в одной Москве».

Вчера премьер-министр Владимир Путин, находясь в Самаре, сообщил, что с 2009 года государство начнет субсидировать пассажирские перевозки на Дальнем Востоке. На это будет выделено 2,5 млрд руб.

Авторы: Марина Селина, Виктор Ядуха, Рустем Фаляхов, Мария Селиванова

Источник: РБК daily, 26.09.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики