Главная > Актуальные комментарии > Экономика > Константин Симонов: комментарий к теме "Фундаментальные истоки кризиса"

Константин Симонов: комментарий к теме "Фундаментальные истоки кризиса"

О причинах кризиса сказано уже много. В поисках его причин разногласий нет, мнения большинства экспертов сходятся. Гораздо сложнее найти рецепты выхода из кризиса. Причина же кризиса, на мой взгляд, достаточно ясна: дело в том, что Соединенные Штаты создали прекрасную для себя систему экономического роста, которая обеспечивается постоянным ростом потребления внутри США. Причем это потребление идет за счет будущего, за счет кредитования. США дают займы своим гражданам, которые благодаря этому превратили территорию своего государства в глобальный супермаркет, куда все с удовольствием везли свои товары. И при этом хоть за китайские игрушки, хоть за саудовскую нефть Соединенные Штаты расплачиваются долларами, которые, как мы знаем, еще со времен Никсона ничем не обеспечены. То есть, по большому счету, доллары являются простой бумажкой, такими акционерными бумагами акционерного же общества «Соединенные Штаты Америки». Если вы покупаете доллары, вы на свой страх и риск покупаете эти ценные бумаги. И если однажды Вашингтон скажет, что больше не будет принимать эти бумаги, вы можете обклеить имеющимися у вас долларами, скажем, стены туалетной комнаты. Другого применения им не будет.

По сути, мы имеем дело с кризисом «проедания будущего», потому что потребление росло именно за счет будущего, когда люди не думали, как они за все это будут расплачиваться. В США это наиболее ярко видно. Например, сейчас в Калифорнии идет массовое выселение людей из домов. Целые районы уже стоят заброшенные. Причем, если верить сюжету, показанному по одному из американских каналов, жители штата оставляют в этих домах даже бытовую технику, приобретенную в кредит, поскольку явно не имеют возможности ее оплачивать и больше уже не беспокоятся о ее судьбе. Просто такая у них психология: зачем думать, если все равно все дадут в кредит, и снова все будет замечательно. И везли товары в Соединенные Штаты, получая взамен фактически лишь бумагу под названием «американский доллар», которая все равно ничем не обеспечена. Вот почему в конечном итоге произошло схлопывание этого пузыря.

Плюс еще надо отметить, что в современной экономике создается огромное количество ненужных и неэффективных рабочих мест. Считается, что в США на доллар прибыли в реальном секторе приходится где-то 40-50 долларов «прочих услуг». Это тоже такой психологический трюк: есть представление, что только идиот открывает свой бизнес на собственные деньги. Нормальный же человек всегда тратит чужие деньги. И вот эта-то психология оказалась убийственна для экономики государства. Если вы открываете бизнес в США, вам надо взять кредит, нанять юриста, консультанта. И вот тогда на один доллар прибыли у вас образуется пузырь в 40-50 долларов долга за счет того, что вы это все должны будете привлекать и оплачивать. Конечно, все это оплачивалось за счет тех, кто с удовольствием кредитовал экономику Соединенных Штатов. После нескольких лет такого изобилия и жизни за счет будущего, конечно, наступил – наступает, еще процесс не завершен – период жестокого протрезвления.

Что касается его распространения по всей карте мира, то это результат глобализации экономики. Говорили мы о ней много и вот получили. Глобальная экономика – это не только свободное движение капиталов, товаров и трудовых ресурсов, но и распространение кризиса, как вируса, по всему телу глобальной экономики. Сейчас поражены уже все национальные экономические системы.

Самый страшный пузырь в мировой экономике, на мой взгляд, - это пузырь лишних работников. Когда на доллар прибыли вы создаете 40 долларов дополнительных услуг в банковской сфере, в консалтинге, юриспруденции, то, конечно же, такая система действовать эффективно не может. И плюс еще пузыри, которые надуваются на ряде товарных рынков, будь то в Америке или в России. Кстати, это все связано с неким элементом перекоса на рынке. Потому что, когда мы говорим, что рынок все отрегулирует, мы видим, что существующий рынок превращается в рынок продавца, это приводит к раздутию цен, ничем не обоснованном экономически. Посмотрите, что у нас происходит на ипотечном рынке, на рынке жилищного строительства. Москва превратилась в один из самых дорогих городов мира. И вот такие пузыри надуваются повсеместно. Если начнем считать, нам пальцев не хватит… Но самые неприятные перекосы - все же на рынке трудовых ресурсов. К огромному сожалению, мы видим достаточно большое количество лишних людей и достаточно большое количество не заслуженного потребления. Это две колоссальные проблемы. Впрочем, если бы мы все оптимизировали, возник бы другой серьезный вопрос - а что делать с теми людьми, которые в это не вписались? В конце концов, мы все равно вспомним и концепцию Мальтуса, и теорию «золотого милларда». Можно над этим смеяться, но, тем не менее, очевидно, что и ресурсов на всех не хватает, и зачастую искусственно поддерживают людей на плаву. Вовсе ведь не из-за того, что это эффективно, а потому что иначе совсем не понятно, что с этим делать.

Сегодня очевиден один главный тренд – усиление роли государства. Но национализация идет не только в России. Кстати, началась она еще до кризиса. Это достаточно опасный тренд. Государство везде выступает в роли спасителя, государство выкупает акции и раздает деньги, государство расчищает «плохие» долги. Мы видим два направления: государство выкупает акции компаний, дает им кредиты под залог акций. И второе направление – государство пытается стимулировать экономику за счет инфраструктурных проектов и за счет потребительских новых кредитов. По всему миру работают эти схемы. И в Европе, и в США, и в Китае – всюду приняты программы ценой в 500-700 млрд долларов, суть которых как раз в помощи реальному сектору и потребителям кредитами. Инфраструктурные проекты предлагаются как возможность реальному сектору получить новые заказы и доход, соответственно. В России то же самое происходит.

Для меня самое печальное заключается в том, что такого рода проекты подрывают весь фундамент того, что мы называем капиталистической экономикой. Почему? Да потому что экономика капитализма держится на одном фундаментальном принципе: в основе всего – предприниматель как человек рискующий, но пытающийся предложить рынку какую-то уникальную услугу и товар. Если он попадает с этим товаром или услугой в струю, если это предложение действительно востребовано, тогда он богатеет. Если это никому не нужно, то он разоряется. Но это его риски. Когда государство начинает выплачивать крупным компаниям их долги, это подрывает весь фундамент рыночной экономики. Если вы рискуете, а вам государство потом компенсирует, это уже не капитализм. И когда я сегодня слышу предложения поддержать тех, кто системообразующ, я не совсем понимаю, что это значит. Получается, что если вы создали компанию, капитализацией в 100 млрд долларов, и она разорилась, то вас надо поддерживать по-любому. А если вы пирожками у метро торгуете, то вы на свой страх и риск действуете. Это абсурдная ситуация. Повторюсь: капиталист – он на то и капиталист, что действует на свой страх и риск. И не важно, какой объем его компании! И если государство будет спасать «крупняк», то это крайне негативно на всем скажется.

Именно это сейчас и происходит. В США, например, принят план Полсона, удалось спасти уже несколько компаний, включая страховую компанию AIG, которая уже фактически разорилась. В России все идет по тому же сценарию. Сейчас начинается спасение тех, кто успел добежать до нужной двери и быстрее всех пролоббировал выделение себе денег, а не тех, кому реально все это нужно. Наши олигархи в свое время получили от государства собственность практически даром во время залоговых аукционов. Совершенно ясно, что эти схемы были жульнические. Потом они эти акции заложили в западных банках, накупили активов за рубежом, а теперь шантажируют государство тем, что российские активы за долги могут перейти западным компаниям. И государство еще намерено им помогать. Тогда вообще непонятно, кто у нас капиталист по духу? Кто в российской экономике рискует? Получается, что только малый и средний бизнес находится в зоне рискованного предпринимательства? Вот им-то никто помогать не собирается. Мы только слышим заявление Владимира Путина о некоем снижении налоговой нагрузки на компании, и я надеюсь, что это все-таки произойдет. Мы еще увидим этот тренд усиления государства-собственника. Но говорить о том, как и когда мы выйдем из кризиса, насколько эффективно справимся с его последствиями, пока очень сложно. Новых идей выхода из кризиса пока в мире нет.

К сожалению, экономический кризис совпал еще и с политическим. Рушится не только та система, что называется бреттон-вудской, рушится и ялтинская система. То есть это серьезный кризис и экономических, и политических институтов. Как ООН находится в глубокой яме, так и ВТО, и Всемирный банк, и все другие организации, которые у нас ассоциируются с глобальной экономической системой. Иными словами, совпадение этих двух кризисов - это некая тяжелая специфика. И всему этому сопутствует еще и третий кризис – интеллектуальный. Все видят, как сбоит действующая модель, все понимают, почему это происходит, но пока мы не слышим внятных концептуальных идей о структуре будущего глобального мира, например, через год в политическом и экономическом смыслах.

Опубликовано: Комментарии.ру, 04.12.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики