Главная > Актуальные комментарии > Политика > Новая администрация Белого дома: изменится ли американский курс внешней политики?

Новая администрация Белого дома: изменится ли американский курс внешней политики?

Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович:

Каковы, по Вашему мнению, итоги руководства Джорджа Буша и его администрации, как для США, так и для остального мира? Как изменились политические отношения между США, Россией и другими странами во время президентства Буша?

– Администрация Джорджа Буша–младшего войдет в историю как одна из самых неэффективных, в значительной степени ответственной за утрату Америкой статуса того почти безоговорочного лидера мира, который был у этой страны в 1990–е годы.

С точки зрения концепции (нео)либерализма в международных отношениях, упущены шансы на строительство справедливой системы глобального мирового управления посредством наднациональных институтов, способных минимизировать политические и экономические кризисы. Напротив, ООН и подобные ей структуры за время президентства Буша–младшегоо только деградировали, поскольку Вашингтон стремился решать все вопросы самостоятельно и в итоге «надорвался».

С точки зрения концепции (нео)реализма в международных отношениях, итог восьми лет правления Буша и его команды также плачевен. Испорчены отношения с Россией, и что особенно неприятно для Вашингтона, со значительной частью традиционных европейских союзников. Исламский радикализм все ближе к получению доступа к оружию массового уничтожения. Идет постоянная эрозия позиций Израиля – главного союзника США на Ближнем Востоке. Главное – ничего не удалось сделать с ростом глобального влияния Китая, отношения с которым с большой степенью вероятности начнут вскоре напоминать новую масштабную «холодную войну», в которой Америка, если нынешние темпы развития КНР сохранятся, по многим пунктам будет уступать.

– Будет ли новый президент Барак Обама придерживаться политического курса администрации Джорджа Буша, в частности с Россией, «давая отпор её агрессивной политике и сомнительным амбициям», как отметил г–н Хэдли?

– Вероятно, Барак Обама, по крайней мере на первом этапе, будет продолжать курс Буша на ограничение возможностей России распространять свое влияние на соседние страны. Еще жестче, чем у республиканцев, будет критика внутриполитической ситуации в России, которая, по мнению советников нового президента США по России (Майкл Макфол и др.), не соответствует минимальным критериям демократического режима. Необходимо учитывать традиционно большую озабоченность Демократической партии (по сравнению с республиканцами) ситуацией с правами человека в других странах при выстраивании с ними дипломатических отношений. Впрочем, это не значит, что Вашингтон при новом главе Белого дома пойдет на разрыв тесных связей с некоторыми соседствующими с Россией и богатыми углеводами государствами, демократичность политических режимов которых вызывает немалые сомнения. В этом смысле США не прекратят использование «двойных стандартов».

– Как Вы можете прокомментировать слова Стивена Хэдли об «империи, способной нанести ответный удар»? Как соотносятся высказывания советника президента США о том, что «наилучший способ защиты национальной безопасности – это интеграция всех инструментов государственной мощи – дипломатических, экономических и военных» и «что «великие державы» 21–го века не должны проводить политику принуждения»?

Жесткая риторика сейчас крайне необходима демократам, которых традиционно американский истеблишмент и часть граждан подозревают в меньшем патриотизме, чем у республиканцев. В этом смысле можно ожидать дальнейших бессмысленных разговоров на тему «империи зла» и тому подобного. Реально же понятно, что крупные игроки на международной арене еще долго не откажутся от силовых инструментов в своей внешней политике, одной дипломатией проблемы не будут решать ни Москва, ни Вашингтон. Кстати, не исключено, что в перспективе способность России (в отличие, например, от ЕС) в случае необходимости использовать военный инструментарий может подтолкнуть американцев к нормализации отношений с Москвой – Вашингтону может понадобиться мощный противовес Китаю.

Источник: Kommentarii.ru, 11.01.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»
PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики