|
Главная > Выступления > Россия в 2007 году: тенденции развития
Россия в 2007 году: тенденции развития
14 мая 2008 г. на открытии IV Экономического форума Европа - Россия в Риме был представлен пятый доклад форума «Россия 2007. Доклад о трансформации». Этот документ, издаваемый Восточноевропейским институтом (организатором форума), подготовлен группой экспертов Экономического форума под руководством Константина Симонова. Предлагаем Вашему вниманию презентацию выступления К. Симонова, посвященного выходу нового доклада. Содержание: - Часть 1. Политическая система России – изменения в период избирательных кампаний
- Часть 2. Экономика
- Часть 3. Государственные финансы
- Часть 4. Внешняя политика России
- Часть 5. Регионы и региональное развитие
- Часть 6. Наука, Культура, Образование
- Часть 7. Вооруженные силы и военная промышленность
(Посмотреть презентацию в PDF 171 KB) Год 2007: основные сюжетные линии - Борьба за фигуру преемника и ожидание решения Владимира Путина
- Выборы в Думу – важный момент для понимания вектора дальнейшего развития российской политической системы
- Создание госкорпораций и дискуссии относительно роли государства в экономике
- Дальнейшая энергетизация внешней политики
- Рост политической напряженности в отношениях с ЕС при новых экономических успехах
Актуальные моменты внутренней политики в 2007 году- определение кандидатуры «преемника» и будущего для уходящего президента
- контуры новой политической системы и номенклатурных сдержек и противовесов
- определение идеологического содержания обеих избирательных кампаний
- обеспечение победы «Единой России» на парламентских выборах
- маргинализация и раскол оппозиции
- мобилизация избирателей с целью легитимации нового депутатского корпуса и будущего президента .
Актуальные темы социально-экономического развития 2007 года- поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, минимизация издержек от роста цен и инфляции
- изменение тактики взаимодействия с бизнесом-сообществом - создаются государственные корпорации и одновременно взят курс на обеспечение интересов частного бизнеса
- будущее Стабилизационного фонда и реформ ЖКХ, энергетики и пенсионной системы
- Усиление госкорпораций рука об руку с приватизацией (реформа РАО «ЕЭС России»)
Три фактора в пользу Дмитрия Медведева:- Отсутствие поддержки «силовым» крылом Администрации Президента
- Его «правильное» поведение в течение последних двух лет
- Личностные качества и высокий уровень лояльности, готовность выполнить «контракт» с Путиным
- Вокруг Медведева не сложилось стабильной коалиции, его союзники локализованы в судебной ветви власти и в «Газпроме», говорить о полноценной команде Медведева затруднительно
- От национальных проектов – к теме правового государства и независимости судебной системы. Это логично продолжится в замыкании на Путине-премьере исполнительной власти и на Путине – лидере «Единой России» власти законодательной
Часть 1. Политическая система России – изменения в период избирательных кампаний- Соревнование двух проектов - «преемничество» и «третий срок»
- Диверсификация инструментов воздействия на политическую ситуацию (назначение на ключевые должности представителей личного «кадрового пула», ослабление «суперведомств» путем их разделения или изъятия части полномочий, создание новых каналов влияния на внутриполитическую ситуацию)
- Партийная система в России получила законченные очертания
Владимир Путин олицетворял собой образ жесткого и решительного правителя, готового на неоднозначные с юридической точки зрения шаги. Дмитрий Медведевпредстает в образе главы государства, который желает учитывать мнение общества и не поддерживает жесткие и решительные действия. «Женский» кандидат. Разница в позиционировании в целом отвечает общественному запросу. Ограничения для преемника- Финансовые (трехлетний бюджет)
- Законодательные - подконтрольная «Единой России» Госдума может выступить в роли альтернативного центра влияния
- Правительство во главе с экс-президентом Владимиром Путиным
Фигура «преемника» действующего президента не станет ключевой в будущих раскладах. Он не получит такие инструменты власти, которые были доступны Владимиру Путину Новое правительство- Три «чистых» варианта реформирования правительства: «либеральный», «региональный» и «отраслевой»
- Путинский вариант: жесткая вертикаль и переплетение элитных группировок
- Петекание полномочий из президентской администрации в правительство
- Мы являемся свидетелями начала реформирования всей структуры исполнительной власти, которая будет иметь мало общего с принципами прежней административной реформы
Маргинализация оппозиции- 2007 года стал провальным для российской правой несистемной оппозиции
- Создание нового «правого» проекта наиболее вероятно на основе синтеза либеральных, социальных и националистических идей
- В 2007 году из всех институтов гражданского общества наибольшим потенциалом обладали профсоюзы
- В течение 2007 г. наблюдались попытки выдвинуть идеологию, консолидирующую все население на основе патриотических и патерналистских идей. Наиболее успешна в этом плане теория суверенной демократии, хотя есть и другие интеллектулаьные проекты (типа «Русской доктрины»)
- Предпринимались также попытки разработать Идеологию для отдельных социальных и профессиональных групп
Часть 2. Экономика- В 2007 – начале 2008 года одним из основных приоритетов экономического развития РФ стало снижение инфляции. Для реализации данного решения был использован механизм моратория на рост цен.
- В российской экономике наиболее активны семь групп влияния:
- «юридическая» («Газпром»; Д. Медведев, А. Миллер)
- «силовая» («Роснефть», И. Сечин, Н. Патрушев, С. Богданчиков)
- акционеры банка «Россия» («Россия»,Ю. Ковальчук)
- «группа Якунина» (РАО РЖД, В. Якунин)
- «группа Чемезова» («Рособоронэкспорт», С. Чемезов)
- «группа Дерипаски» («Русал», О. Дерипаска)
- «группа Абрамовича» (Evraz Group, Р. Абрамович).
- Попытки форсированного развития основного энергетического проекта – новых газопроводов в Европу
- Ключевой тренд 2007 года - усиление государственных бизнес-структур (госкорпорации). Активнее всего из 9 госкорпораций развивались четыре: Объединенная судостроительная, Ростехнологии, Роснанотех, Росатом. При этом усиливались и частные концерны, в частности, активно приобретавшие активы в энергогенерации
- Новому президенту России в «наследство» достанется высокая и плохо сдерживаемая инфляция, необходимость проведения социально непопулярных реформ (ЖКХ, пенсионная и т.п.) и выполнение капиталоемких обязательств («материнский капитал», софинансирование пенсий, ипотечные и родовые сертификаты и т.д.)
Часть 3. Государственные финансы- Впервые принят трехлетний бюджет России
- Сокращается финансирование нацпроектов
- Внесены изменения в структуру и механизм формирования Стабфонда → изменение механизма управления нефтегазовыми доходами
- Беспрецедентные госрасходы на долгосрочные инвестиционные программы. Адресаты: регионы, бюджетники, госкомпании.
- Борьба за налоговую нагрузку между бизнес-структурами и Минфином.
Часть 4. Внешняя политика России- Постоянные разговоры о новой «холодной войне» и «мюнхенской речи».
- Отношения с США и ЕС – политическое «охлаждение» на фоне инвестиционного бума
- Отношения с Китаем: отсутствие прорывов, торможение всех трубопроводных проектов как подарок Европе
- Отношения с постсоветскими государствами: энергетические войны с Украиной и борьба за энергетический потенциал Центральной Азии
Россия и Европа- Миф про испорченные отношения с ЕС. На самом деле мы видим ухудшение только политических отношений и только со структурами ЕС. Энергетическое сотрудничество и двусторонние контакты развиваются по нарастающей. А СПС в реальности никого не интересует
- Eni покупает российские активы, Южно-Русское месторождение, «Южный поток»
- «Брюссельские бюрократы» сами создали «страшилку» по энергетическое оружие и сами же себя пугают
- Диверсификация поставок, которой не будет по объективным причинам
Часть 5. Регионы РоссииКлючевые факторы региональной политики в 2007 году: - подготовка к федеральным избирательным кампаниям
- институт губернаторов «технократизируется»
- назначение Дмитрия Козака министром регионального развития
- курс на укрупнение регионов
Часть 6. Наука. Культура. Образование.- Власть достигла консенсуса с интеллигенцией
- Ставка на нанотехнологии
- Реформа Российской академии наук и профильных академий
- Реформа образования: Болонский процесс в действии
- Кинематограф как инструмент формирования политической мифологии
Часть 7. Вооруженные силы и военная промышленность России- Демонстрация военных возможностей – важный элемент для российской политики
- Штатский министр обороны А. Сердюков формирует новую команду финансистов-профессионалов внутри Минобороны РФ
- «Бархатная консолидация» военной промышленности – ВПК как «мотор модернизации» страны
Тенденции 2008 года- Отстраивание новой политической системы при сохранении ключевых игроков и доминирования Путина. Сохранение им контроля над законодательной и исполнительной властями, губернаторским корпусом
- Сохранение доминирующих позиций «Единой России» на партийном пространстве при отсутствии серьезных конкурирующих проектов
- Проявятся «отложенные риски» социального и экономического характера
- Внешнеполитическая «сбалансированная жесткость», особенно в энергетических вопросах. Энергетика как главная тема внешней политики
- Диалог с ЕС сквозь призму энергетики
Некоторые выводы для Европы- Ошибка в повестке дня – акцент на тех вопросах, которые не составляют нерва российской политики и внутри страны не являются топовыми («кровавый режим», «права человека», «демократия»)
- Ошибочность выталкивания России в Китай
- Непонимание энергетических реалий
|
Специальный доклад:Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»Великая газовая играНефтегазовый фактор в мировой геополитикеГлобальная энергетическая войнаЭнергетическая сверхдержаваРусская нефть: последний переделВсе книги » |