Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» тянется к Азии

«Газпром» тянется к Азии

«Газпром» ведет переговоры о строительстве труб в Индию и Японию

«Газпром» рассматривает возможность строительства газопроводов в Индию и Японию. Этим инициативам уже не один год, но до сих пор они не были воплощены в жизнь из-за целого ряда серьезных препятствий. По словам экспертов, «Газпром» делает хорошую мину при плохой игре и ни та, ни другая труба построены не будут. А вести экспансию на рынки Японии и Индии следует при помощи не трубопроводного газа, а СПГ.

«Газпром» предоставил индийскими властям все возможные варианты строительства газопровода, по которому газ поступал бы в страну. Об этом 8 мая в ходе пресс-конференции сообщил зампред российского холдинга Виталий Маркелов. 

«В Индии мы отрабатывали с индийской инжиниринговой компанией все варианты маршрута возможных поставок газа в Индию», — пояснил Маркелов. По его словам, на сегодняшний день они рассматриваются Нью-Дели.

Индия потребляет более 50 млрд кубометров газа в год, причем более 30 млрд кубов добывает сама, а оставшуюся часть импортирует в виде СПГ (сжиженный природный газ), в том числе и из России.

С 2008 по 2016 год потребление газа в Индии выросло на 65%.

Идея прокладки газовой трубы в Индию обсуждается уже много лет. Причем речь идет не обязательно о трубе из России (в мае сообщалось, что «Газпром», как и ранее, готов участвовать и в сторонних проектах).

Наиболее известный проект — газопровод ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, Трансафганский газопровод). Индия присоединилась к проекту еще в 2008 году. Тогда речь шла о мощности в 30 млрд кубометров и инвестициях в $8 млрд. В 2010 году «Газпром» также обозначил желание участвовать в прокладке трубы, выдвигались версии, что это связано с желанием Москвы не допустить потоки туркменистанского газа в Европу (в то время от проекта трубы Nabucco еще не отказались окончательно, а одной из основных ресурсных баз для него считался как раз Туркменистан). Но из-за роста напряженности в Афганистане реализация Трансафганского газопровода оказалась в подвешенном состоянии. 

Уже тогда политологи предупреждали о рисках ТАПИ, связанных со сложными отношениями Пакистана и Индии.

Позднее, в 2013 году, Индия заявила о своем желании присоединиться к проекту газопровода, по которому российский газ должен пойти в Китай. Речь идет не о строящейся «Силе Сибири», а о продолжении так называемого западного маршрута, газопровода «Алтай», ныне носящего название «Сила Сибири – 2». Но и здесь возникают риски, связанные с транзитом через территорию КНР.

Есть по меньшей мере еще один вариант — газопровод «Север – Юг» мощностью 12,4 млрд кубометров, который строит российский «Ростех» в Пакистане. Он будет проходить от пакистанского города Лахор, где расположены терминалы по приему сжиженного газа, до границы с Индией. Пока предполагается, что труба будет предназначаться для поставок в Пакистан иранского газа, но в перспективе поставки по газопроводу могут начаться и в Индию, причем и сам газ уже может быть не только из Ирана. Проблема у трубы «Север – Юг» та же, что и у ТАПИ, — индийско-пакистанские отношения.

«Все трубопроводные варианты маршрутов не кажутся простым решением — здесь и сложный рельеф местности, и расстояния, и определенные риски из-за участия транзитных стран», — комментирует аналитик Энергетического центра бизнес-школы Сколково Александр Собко.

По словам эксперта, российский СПГ в этих условиях действительно может смотреться перспективнее. «Из-за достаточно удачного расположения Индии здесь возможны поставки и с Балтики, и с Дальнего Востока, и с наших арктических проектов», — говорит эксперт.

Впрочем, «Газпром» решил не ограничиваться трубами в Индию. Компания не исключает строительства газопровода и в Японию.

«Из общих предпосылок нельзя исключить, что экономически будет целесообразно такой трубопровод построить. Перспектива и обстановка хорошая, все наши контрагенты настроены на продуктивную работу», — заявил 8 июня зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.

Ситуация здесь схожа с индийской: Япония также закупает российский СПГ, переговоры о прокладке трубопровода ведутся уже несколько лет, и эта прокладка тоже сопряжена с рядом проблем.

В 2014 году обсуждался газопровод от Сахалина до Хоккайдо (общая протяженность — 1,35 тыс. км), стоимость строительства оценивалась в $5 млрд. Предполагалось, что основную часть трубы будут строить японские компании. В мае 2015 года Tokyo Gas предложила провести газопровод мощностью 8 млрд кубометров в год с Сахалина уже до центральной части Японии. При возросшей протяженности (1,5 тыс. км) стоимость прокладки, по оценкам TG, снизилась бы до $3,5 млрд.

Но учитывая высокую сейсмоактивность региона, прокладывать трубу с Сахалина в Японию весьма рискованно. 

Японцы, впрочем, надеются на современные технологии. Ранее в качестве примера приводилась прокладка подводных тоннелей между японскими островами.

Однако есть и другие факторы, осложняющие строительство российско-японского газопровода. «Помимо сейсмики там еще сложный характер дна, — рассказывает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Но главное, у Японии нет единой системы газоснабжения, острова не связаны между собой. Более того, существующая японская энергетическая стратегия не предполагает единого газового рынка».

Что же касается труб в Индию, глава ФНЭБ полагает, что это лишь «попытка сделать хорошую мину при плохой игре». Дело в том, что переговоры с КНР по западному маршруту поставок сейчас оказались в подвешенном состоянии. На западном направлении Китаю газ уже практически не нужен — там КНР обеспечен поставками из Средней Азии. Более того, по словам Симонова, китайцы даже приостановили строительство последнего среднеазиатского газопровода.

Газ нужен на Востоке Китая, но транспортировка предполагает дополнительные затраты. Из-за этого Россия и Китай не могут договориться по ценам. В результате, по словам Симонова, Россия начинает демонстрировать всю масштабность своих планов, показывает, что ей есть куда строить трубы и поставлять газ.

«Газпром» не в первый раз фонтанирует идеями, и далеко не все его проекты были реализованы, — напоминает Симонов. — Мой прогноз: ни труба в Индию, ни газопровод в Японию построены не будут».

Оба рынка, по словам эксперта, привлекательны для России, но для расширения своей доли на них РФ нужно использовать не трубопроводный газ, а СПГ.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 08.06.2017 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики