Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вмешательство Еврокомиссии в дела «Газпрома» противоречит интересам самой Европы

Вмешательство Еврокомиссии в дела «Газпрома» противоречит интересам самой Европы

Министр энергетики РФ Александр Новак выразил сожаление по поводу политики вмешательства в дела частных компаний, которую сегодня исповедует Еврокомиссия по газовым вопросам.

Новак отметил вред политики Еврокомиссии

По мнению министра, подобная политика Еврокомиссии существенно вредит делу, учитывая тот факт, что это вмешательство проводится без четких и определенных правовых критериев.

Кроме того, эту политику Еврокомиссии дополняют те односторонние санкции, которые вводят в отношении энергокомпаний отдельные государства Евросоюза. Эти финансовые и секторальные ограничения, которые применяются к поставщикам энергоресурсов в Европу, также сдерживают развитие энергетического рынка и являются нарушением международно-правовых норм.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Еврокомиссия на протяжении почти десяти лет действительно проводит политику, направленную против интересов России и «Газпрома». 

«Наиболее ярким примером здесь является газопровод «Северный поток-1» и его ответвление в Евросоюзе в лице газопровода OPAL, который благодаря «требованиям» третьего энергопакета разрешили заполнить только на половину проектной мощности. В случае, если бы OPAL работал на полную мощность, «Газпром» с его помощью мог бы прокачивать по «Северному потоку-1» газа намного больше, чем это было долгие годы в реальности», - констатирует Митрахович.

Еврокомиссия и национальные государства преследуют разные цели

Поэтому политика в этом вопросе довлеет над экономикой, ведь с точки зрения целесообразности европейцам выгоднее, чтобы «Северный поток-1» был загружен на сто процентов, но благодаря антироссийскому тренду в Евросоюзе Брюссель ввел эти антиправовые ограничения.

«Все это напрямую накладывается и на перспективы «Северного поток-2», поскольку очевидно, что без согласия европейских властей он реализован быть не может. В результате, на текущий момент Германия, как европейское государство, занимает позитивную позицию по «Северному потоку-2», а главный немецкий газовый регулятор выдал разрешение на реализацию этого проекта. Кроме того, были проведены аукционы на мощности, которые будут использоваться в Евросоюзе в рамках этого перспективного проекта», - резюмирует Митрахович.

Эти аукционы касаются еще непостроенных мощностей газопровода EUGAL, который станет для «Северного потока-2» таким же продолжением, как OPAL для первого проекта. 

«Поэтому в Германии здесь пока нормальная ситуация, несмотря на то, что канцлер этой страны Ангела Меркель выступает за продолжение санкционной политики против России, но в рамках Еврокомиссии дела обстоят иначе, причем этот европейский квазиправительственный орган не скрывает, что желает вставить «Северному потоку-2» палки в колеса и заморозить этот проект или как-то существенно изменить его в свою пользу», - заключает Митрахович.

В Европе решается, кто главнее – Брюссель или национальные государства

В силу этого и возникает тренд политики Еврокомиссии, направленный на то, чтобы трактовать европейские законы так, чтобы это шло во вред российским газовым проектам.

«Это делается для того, чтобы оказать давление даже на те европейские государства, которые позитивно смотрят на этот российский проект. Для этого органы Еврокомиссии пытаются так интерпретировать европейские нормы, чтобы распространить их действие даже на морские участки газопровода, которые имеют экстерриториальный характер. Это нужно для того, чтобы исправить решения стран, уже давших разрешение на этот проект», - констатирует Митрахович.

Здесь вообще ставится очень серьезный вопрос, а как будет развиваться право Европейского союза – будут ли дальше подобные вопросы зависеть от воли национальных государств, или их решение полностью отдадут на откуп европейским властям и, в частности, Еврокомиссии. 

«Собственно, эта дискуссия по поводу «Северного потока-2» покажет нам, чье слово в рамках Евросоюза будет иметь первостепенное значение – позиция таких ведущих государств, как Германия, или точка зрения общеевропейских органов», - резюмирует Митрахович.

В целом, как считает эксперт, озвученную Новаком позицию можно интерпретировать, как свидетельство того, что Россия готова договариваться с Европой по этому вопросу.

«Россия готова вести переговоры, как с Еврокомиссией, так и с отдельными странами и газовыми компаниями по условиям экспорта российского газа в Евросоюз», - заключает Митрахович.

Еврокомиссия хочет договориться с Россией напрямую

В этом плане интересной выглядит недавняя ремарка Еврокомиссара по энергетике Мигеля Ариаса Каньете о том, что Еврокомиссия хочет вести переговоры с Россией по достижению некого специального режима по газу, которое будет отвечать принципам энергетического законодательства Евросоюза, что позволит ему сохранить внутренний энергетический рынок. 

Пока Каньете не озвучил, что он имел в виду, но, скорее всего, здесь идет речь о достижении единой цены российского газа для всех стран Евросоюза – напомним, «Газпром» проводит политику варьирования цен на газ, в результате чего для некоторых государств он дешевле, чем для других. В частности, Германия, как главный европейский импортер российского газа закупает его по меньшей цене, чем соседняя Польша или государства Прибалтики.

«Каньете здесь также хочет, чтобы общеевропейское право распространялось на все российские энергетические проекты с государствами Евросоюза. В этом плане, опять же, крайне характерен «Северный поток-2», который не подпадает под европейское законодательство по той причине, что разрешение на строительство этого проекта в своей исключительной морской зоне выдали Швеция и Германия, а не Брюссель и Еврокомиссия», - констатирует Митрахович.

В итоге европейские власти хотят изменить и этот порядок, чтобы взять под свой контроль решение абсолютно всех вопросов по энергетике внутри объединенной Европы.

Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 11.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики