Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия намерена отказаться платить долларами за российский газ

Белоруссия намерена отказаться платить долларами за российский газ

Белоруссия пытается ускорить подписание документа о формировании общего рынка газа с Россией, чтобы быстрее начать приобретать газ по внутрироссийской цене, а также уйти от долларовых расчетов при его оплате, объясняет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Общий рынок газа 

Посол России в Белоруссии Александр Суриков заявил, что при условии согласования позиций Минск и Москва могут подписать документ о ключевых принципах формирования общего рынка газа уже до конца текущего года. Как отметил дипломат, над документом сейчас работает совместная энергетическая белорусско-российская группа.

«Белоруссия хочет ускорить создание единого рынка газа с Россией. Основным параметром в готовящемся документе должно стать единое ценообразование, привязка к внутрироссийской цене. При этом под «привязкой» Минск предполагает не рост цен на газ, а их снижение до уровня Смоленской области, например.

Они хотят, чтобы газ им обходился дешевле, чем сейчас. Вместо нынешних 140-130 долларов за тысячу кубометров Минск хочет платить 70-80 долларов.  Все остальные пункты договренностей остаются номинальными техническими моментами – кто определяет тарифы, будет перекрестное субсидирование или нет и так далее. Еще одним важным моментом является уход от долларовых расчетов при оплате», - комментирует ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Изначально единый рынок газа в Евразийском экономическом союзе планировалось создать к 2025 году. Но месяцем ранее премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков заявил об ускорении формировании единого рынка газа, из-за высокой зависимости рынка электроэнергии от рынка газа. 

Нефтегазовые уступки

«Не исключено, что общий рынок газа действительно появится раньше. Минск постоянно пытается ускорить переход на него, хотя свой реальный шанс они упустили в августе 2016 года, когда мы им предлагали привязать цены на газ к внутрироссийской цене с небольшими коэффициентами на переходный период. Единственное условие заключалось в том, чтобы они выплатили нам долг, но белорусская сторона отказалась.

Сейчас они долг выплатили, но цены внутрироссийские не получили. В то же время и других привилегий сохраняется достаточно. Например, они оставляют в своем бюджете экспортную пошлину от 6 млн тонн нашей нефти. Видимо, они хотят и пошлину оставить, и цены низкие на газ получить. План заключается в том, чтобы как можно быстрее согласовать и принять все документы, после чего, не дожидаясь обозначенных ранее сроков, закупать у нас газ по новой цене», - продолжает наш собеседник.

После согласования документов между Минском и Москвой их предложат рассмотреть и подписать и другим партнерам по ЕАЭС. Если их не устроит такой подход, то единый рынок газа будет создаваться на двусторонней основе.

«Все нефтегазовые уступки белорусам имеют политическую подоплеку. Мы считаем, что предоставляя экономические блага, можем рассчитывать на политическую лояльность, но практика показывает обратное – Крым они не признали, аналогичная ситуация наблюдается с Абхазией и Южной Осетией», - резюмирует Игорь Юшков.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 10.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики