Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сначала ИГ, затем бензин: возвращение Дамаском нефтяных полей – это только начало

Сначала ИГ, затем бензин: возвращение Дамаском нефтяных полей – это только начало

Сирийское нефтяное месторождение «Ас-Саура», которое расположено рядом с городом Табка в провинции Ракка, сегодня перешло под контроль правительственных войск.

Дамаск возвращает под свой контроль нефтяные поля

Это говорит о том, что все нефтяные поля вокруг города Табка теперь контролируются Дамаском, причем провинцией Ракка дело не ограничивается – в провинции Хомс сирийцы взяли под контроль нефтяное месторождение Арак, расположенное в 40 километрах от Пальмиры.

Главный позитивный момент в этих новостях заключается в том, что запрещенная Верховным судом РФ на территории России террористическая организация «Исламское государство»* начала терять контроль над нефтяными полями в Сирии, а, значит, лишаться главного источника дохода в рамках своего экономического хозяйства.

Дело в том, что ИГ* в 2014 году создало на захваченной территории Сирии и Ирака настоящее квазигосударство, которое, по данным BullonVault, по своим размерам и населению было примерно равно соседней Иордании. Достаточно сказать, что под контролем террористов находилось порядка 5 млн человек гражданского населения Сирии и Ирака.

Здесь нужно отметить, что американская научная корпорация Rand отмечает, что ИГ построило свою экономику на контроле сирийских нефтяных полей, причем, несмотря на тот факт, что террористы захватили значительные территории Ирака, их влияние в нефтяном секторе этой страны на практике было минимальным. В результате, нефтяной бизнес ИГ практически полностью был сконцентрирован в захваченных террористами сирийских провинциях Хомс и Ракка.

ИГ выстроило свою экономику на сирийских нефтяных полях

Эксперты Rand утверждают, что довоенная добыча нефти на тех нефтяных полях, которые ИГ удерживали в Сирии, составляла где-то три четверти всего потенциала этой страны. Впрочем, на деле эти месторождения добывали не 300 тысяч баррелей в сутки, как в 2010 году, а в районе 40-50 тысяч – оценки экспертов варьируются в этом диапазоне.

Нужно отметить, что добытая нефть затем перерабатывалась террористами на кустарных перегонных заводах и на стационарных НПЗ, которые оказались под их контролем.

Примечательно, что перегонные заводы в довоенной Сирии были сосредоточены не только в провинции Ракка, но и в провинции Идлиб, что, в свою очередь, позволило ИГ наладить торговлю нефтью с теми террористическими группировками в стране, у которых традиционно было большое влияние со стороны Турции.

Впрочем, такие нефтепродукты продавались на всем национальном рынке Сирии, причем в этом процессе были вынуждены участвовать фактически все игроки этого гражданского конфликта. Также нефть ИГ шла на экспорт – не секрет, что одним из главных покупателей эксперты называют турецкие «частные» компании. 

Нефть – это главный источник доходов для ИГ

Интересно, что ИГ в Сирии для продажи добытой нефти и произведенных нефтепродуктов организовало целый «флот» бензовозов, которые занимались доставкой данного товара по всей территории страны и даже вывозили его для продажи за границу.

Неизвестно, сколько прибыли эта деятельность приносила ИГ, но, если взять цифры, опубликованные в издании The Wall Street Journal, речь идет о сумме в районе полутора миллионов долларов в день.

Таким образом, тенденция, что ИГ постепенно вытесняется с сирийских нефтяных полей является крайне позитивной – подобным образом, боевики теряют источники финансирования, а, значит, и возможность к организованному сопротивлению, поскольку заместить нефтедоллары им сегодня все сложнее и сложнее, учитывая политический конфликт между Саудовской Аравией и Катаром.

Другой вопрос, что реляции из Дамаска о том, что уже в ближайшее время Сирия может нарастить добычу нефти и отказаться от импорта нефти и нефтепродуктов пока выглядят преждевременными, учитывая актуальное состояние нефтегазового сектора этой страны после шести лет ожесточенной и разрушительной гражданской войны. 

Достаточно здесь назвать один факт, что в результате гражданской войны сирийская экономика пострадала больше, чем экономики Японии и Германии после поражения во Второй мировой войне.

Потенциал нефтяной промышленности Сирии упал более, чем в 16 раз

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в разговоре с ФБА «Экономика сегодня»отметил, что Сирия никогда не было большим игроком на мировом рынке нефти и добывала ее для обеспечения национальной экономики.

Из-за этого Сирии будет очень сложно восстановить необходимые объемы добычи нефти и это, в свою очередь, потребует серьезных вложений.

Например, в Ливии, которая также серьезно пострадала из-за событий своей гражданской войны, добыча находится на высоком уровне, но это происходит из-за того, что Триполи и до «Арабской весны» добывал несопоставимые с Дамаском объемы нефти.

«Суммарная добыча в Сирии сегодня находится на тех же уровнях, что и в 2016 году, здесь сегодня нет серьезных изменений, поэтому не может идти и речи о том, чтобы Дамаск даже в случае продолжения этой позитивной тенденции возвращения контроля над своими нефтяными месторождениями вышел хотя бы на подобие тех уровней, которые у него были до войны», - констатирует Пасечник

Например, в конце нулевых годов в Сирии добывали где-то в районе 400 тысяч баррелей нефти в сутки, что очень мало в сравнении с другими государствами Ближнего Востока, хотя бы с тем же Ираком, который является второй главной жертвой террористов ИГ.

«Сирийцы до войны не поднимали даже полумиллиона баррелей в сутки, причем резкий спад начался, естественно, в 2011 году, а затем только продолжился. Например, в 2012 году добыча нефти в Сирии упала в два раза, а в 2013 году вообще в восемь раз. В качестве примера можно взять уровни добычи нефти в Сирии в 2005 и 2015 годах – 448 тысяч баррелей и 27 тысяч, соответственно. Это говорит о том, что уровень добычи нефти в этой стране за десятилетие упал более, чем в 16 раз», - резюмирует Пасечник.

Таким образом, уничтожение экономики ИГ – дело архиважное, но даже возвращение под контроль Дамаска сирийских месторождений не означает восстановления нефтяного комплекса этой Сирии.

* Организация запрещена на территории РФ.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики