Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия в обмен на газ ждёт от Белоруссии политической поддержки, а её нет»

«Россия в обмен на газ ждёт от Белоруссии политической поддержки, а её нет»

В обмен на создание единого рынка газа Россия хотела бы видеть гораздо более активную роль Белоруссии по поддержке российских интересов на Западе. Такое мнение высказал 19 июня корреспонденту EADaily ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, комментируя итоги газовых консультаций между Россией и Белоруссией, прошедших в конце прошлой недели в Санкт-Петербурге.

Как сообщало EADaily, 17 июня вице-премьер России Аркадий Дворковичсообщил журналистам, что Россия и Белоруссия «достигли всех договоренностей по текущему сотрудничеству в газовой сфере». По словам Дворковича, «осталось согласовать принципы будущего сотрудничества на период до 2025 года. Сейчас эти консультации идут, все в порядке, мы в графике». Днем ранее, на заседании Совета министров Союзного государства, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подтвердил готовность российской страны работать над созданием единого рынка газа в рамках ЕАЭС. Его белорусский коллега Андрей Кобяков заявил: «Мы не возражаем, давайте работать в этом направлении. Только делать это надо быстрее, чем мы решали некоторые другие проблемы, чтобы они не накапливались».

Получается, что для Белоруссии график, по которому Россия движется к созданию единого рынка газа, слишком медленный, отметил Игорь Юшков. «Позиция Белоруссии понятна: создание единого рынка с Россией позволит ей получить цены такие же, как в российских регионах. И хотя уже сейчас цены на газ для Белоруссии привязаны к Ямало-Ненецкому автономному округу (там они самые низкие в России), но стоимость транспортировки газа равна 100 долларам. В итоге, цена газа для Белоруссии заметно выше российской. После появления единых цен Белоруссия рассчитывает получить цену как в Смоленской и Брянской областях, плюс небольшая надбавка в виде стоимости доставки из российских регионов до Белоруссии. В итоге произойдет снижение цен для Белоруссии. Они выступают за такой сценарий», — сказал эксперт.

 

«Для России это продолжение того интеграционного проекта, который ею затевался изначально вместе с Белоруссией и Казахстаном. Т. е., чтобы поддерживать ЕАЭС, сохранять интеграционный проект, нужно постоянно давать какие-то поблажки, идти на компромиссы, в частности, создавать этот единый рынок газа и энергоресурсов как таковых. Без него ЕАЭС развиваться не сможет, и это сейчас понятно», — сказал Юшков.

Отвечая на вопрос EADaily, увенчаются ли успехом усилия Москвы в данном направлении, эксперт заявил: «Россия также предполагает, что в обмен на дешевые энергоресурсы в рамках ЕАЭС другие члены этого альянса буду выступать как политически лояльные партнеры России, а вот этого мы не видим. Россия хотела бы видеть гораздо более активную роль Белоруссии по продвижению российских интересов на Западе, в том числе — признанию принадлежности Крыма, и так далее. А этого не происходит».

По мнению эксперта, складывается ситуация, при которой России не хочется бросать ЕАЭС, но в то же время ей все сложнее и сложнее нести на себе экономическое бремя интеграции. Поэтому Игорь Юшков прогнозирует, что Россия не будет ускоряться в рамках проекта создания единого рынка газа. Она и впредь будет придерживаться графика, прописанного в договоре о создании ЕврАзЭС, т. е. 2017 год — создание концепции, 2018 год — создание программы для построения единого рынка, и только к 2025-у году выход на сам рынок.

Источник: EADaily, 19.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики