Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2»: свои газовые интересы Европе ближе

«Северный поток-2»: свои газовые интересы Европе ближе

Призыв главы компании «Нафтогаз» Андрея Коболева к США с просьбой о введении санкций против всех компаний, имеющих отношение к проекту «Северный поток-2», на Вашингтон действия не возымеет. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал ведущий эксперт Фонд национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Понятно, что глава „Нафтогаза“ делает все, чтобы защитить интересы Украины — после 2019 года страна имеет все шансы потерять огромные доходы от транзита газа по своей территории. Но мы наблюдаем серьезный конфликт интересов: Европа защищает собственные энергетические интересы, Киев ей в этом пытается помешать.

Строительство „Северного потока-2“ для ЕС серьезная возможность получить газ по более дешевой цене — сейчас европейские покупатели вынуждены доплачивать и цену за транзит Киеву. А мы помним, как в 2019-м Украина в одностороннем порядке повысила цену на транзит, тем самым решив, что Европа должна платить больше. Едва ли такое положение радует Германию, Австрию и других потребителей российского газа в ЕС. Они понимают: альтернативные газопроводы нужны для их собственной энергобезопасности», — отмечает специалист.

Руководитель украинской нефтегазовой компании «Нафтогаз» Андрей Коболев в интервью одному из американских изданий заявил, что газопровод «Северный поток-2» расширит возможность «Газпрома» «злоупотреблять своим доминирующим положением на газовом рынке Европы». «Мы бы посоветовали США как можно скорее распространить санкции на все компании, потенциально вовлеченные в данный проект», — заявил украинский чиновник. И обосновал свое мнение тем, газопровод, с точки зрения Киева, вознаграждает Россию, угрожает единству Европейского союза и представляет собой опасность для Украины.

«После 2019 года, если не появится альтернативный газопровод, России вновь придется заключать транзитные контракты с Украиной. Газотранспортная система этой страны изношена, ее реабилитация оценивается минимум в 10 миллиардов долларов. Гораздо проще и удобнее на эти средства построить новую „трубу“, снизив зависимость от Украины и цену газа за счет отсутствия оплаты транзита. Кроме того, крупные газовые компании ЕС планируют со временем стать акционерами нового газопровода, получая с него немалые прибыли», — подчеркивает эксперт.

"Северный поток-2″ станет поперек горла США

Коболев отметил: «Любой независимый анализ продемонстрирует, что прокладка этого трубопровода направлена против интересов США. Он против принципа солидарности Европы. Непростительно не использовать против него санкции». Напомним, несколько дней назад госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что Вашингтон «уговаривает» Европу отказаться от второго газопровода из РФ в пользу сжиженного природного газа, который США может поставлять танкерами. Загвоздка в том, что этот СПГ обойдется существенно дороже, что противоречит интересам Европы.

Строительством «Северного потока-2» занимается специально созданная компания Nord Stream 2 AG, вложиться в строительство газопровода решили серьезные европейские компании — ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall. Деньги на строительство уже перечислены — капитальные затраты оцениваются в 8 млрд евро, общая стоимость с учетом проектного финансирования — 9,9 млрд евро. Ввод «Северного потока-2» намечен на конец 2019 года. «Труба» пройдет по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность каждой из двух ниток — 27,5 миллиарда кубометров в год.

«Европе не интересно блюсти украинские газовые интересы в ущерб своим, и все попытки Киева повлиять на ситуацию будут провальными. Однако в дело вступает другой, более серьезный игрок, который также пытается навязать ЕС свою политику. В новом санкционном пакете к России, который утвердил сенат США, открытым текстом указывается: санкции против новых российских газопроводов будут способствовать созданию в Америке новых рабочих мест. То есть Вашингтон не стесняется говорить: санкции направлены на то, чтобы выдавить РФ с европейского газового рынка и навязать Европе свой СПГ.

Против этого уже взбунтовались Германия и Австрия — их высокие чиновники открыто заявляют, что энергобезопасность Европы — дело Европы. И закупать американский газ по завышенным ценам, поддерживая экономику США в ущерб собственным интересам, ЕС явно не улыбается.

США же в данном случае не интересно мнение ни Украины, ни Европы — там идет собственная внутриполитическая борьба. Пока скандальный санкционный законопроект отправлен на пересмотр Конгрессом, но вероятность его принятия все еще высока. Как ЕС и США будут выходить из этого энергетического тупика — представить сложно, и мнение Украины в этой войне точно не сыграет вообще никакой роли», — заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 20.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики