Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А был ли газ: Польша организовала новый Гляйвицкий инцидент

А был ли газ: Польша организовала новый Гляйвицкий инцидент

Польское информационное агентство PAP сообщило, что Варшава приостановила получение российского газа из Германии, который поступал ей по реверсу по газопроводной системе «Ямал-Европа».

Польша не могла получать газ реверсом по «Ямал-Европе»

Интересно, что поляки утверждают, что причиной этого явления стало то обстоятельство, что газ, который поступал в Польшу с территории Германии, был очень низкого качества, причем согласно польским данным это был природный газ российского происхождения.

Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что перед нами странное заявление со стороны Варшавы, поскольку Германия физически не осуществляет реверс российского газа.

«Когда мы говорим о газопроводе «Ямал-Европа», то он предусматривает условия для реверса, но на практике здесь все происходит только на бумаге, и Польша просто оставляет себе газ, который Россия через эту страну поставляет на территорию Германии», - заключает Гривач.

Естественно, с точки зрения документации – это немецкий газ, который торгуется трейдерами на европейском рынке, но в Польшу он совершенно точно не поставляется с территории Германии.

Польские заявления похожи на информационный блеф

«Поэтому перед нами какая-то игра с польской стороны, поскольку газ с территории Германии, если и поступает на территорию Польши, то не через «Ямал-Европу», а по другому направлению, причем в очень небольшом объеме – меньше процента от общего потребления. Вследствие этого можно сделать вывод, что поляки пытаются преследовать в этой истории какие-то свои интересы. Например, показать, что они якобы хотят избавиться от российского газа, но в ответ на эти начинания Германия им поставляет очень некачественный продукт», - резюмирует Гривач.

Другой вопрос, если вспомнить политическую линию Варшавы по газовым проектам России и Германии, то подобная информация польских СМИ перестанет выглядеть удивительной.

Отметим, что Польша является главным в Евросоюзе критиком газовых проектов «Северный поток» и «Северный поток-2», а также проводит в Брюсселе политику, направленную на то, чтобы сделать незаконными те преференции по цене на газ, которые Россия предоставляет Германии.

Руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заметил, что Польша действительно является противником сотрудничества России и Германии в энергетической сфере. 

«Камнем преткновения здесь являются газпроводные проекты Москвы и Берлина в виде «Северного потока» и «Северного потока-2». Если первый «Северный поток» был реализован вопреки сопротивлению Польши, то «Северный поток-2» пострадал от этих действий Варшавы в гораздо большей степени. Например, летом прошлого года Варшава не дала своего разрешения на прокладку «Северного потока-2», из-за чего распался консорциум, который занимался реализацией этого газотранспортного проекта», - констатирует Белов.

Польша смогла создать России и Германии определенные сложности

По этой причине, как замечает Владислав Борисович, у «Газпрома» возникли технические сложности с финансированием этого проекта, которые в итоге смогли его замедлить.

«На сегодня эти сложности уже преодолены, поскольку партнеры пообещали «Газпрому» помочь в реализации этого стратегически важного газопровода», - заключает Белов.

По мнению эксперта, из этого вытекает основной вывод по политике Варшавы по этому вопросу – Польша продолжает активно критиковать российско-германское энергетическое сотрудничество в контексте тех убытков, которые они могут принести для польского и украинского бюджетов. 

«Украина и Польша являются основными транзитерами российского газа, поэтому в том случае, если на полную мощность заработает первая ветка «Северного потока» и будет построена вторая, эти страны могут понести очень значительные убытки», - резюмирует Белов.

Впрочем, здесь нужно обратить внимание на то, что основной транзит российского газа в Европу через территорию Польши идет по газопроводу «Ямал-Европа»», который подходит к польской границе со стороны Белоруссии, а не Украины, поэтому в этих спекуляциях поляков содержится также желание получить от России и Германии скидку на природный газ.

«По этой причине Польша точно также критикует решение европейских властей увеличить загрузку газопровода OPAL, который является продолжением первого «Северного потока» и от которого зависят объемы поступаемого по российско-германскому проекту газа», - констатирует Белов.

Действия Польши имеют политическую мотивацию

Таким образом, здесь очевиден чисто политический подтекст, причем не надо забывать и про то, что Польша ориентирована на закупку и продвижение в Евросоюзе американского СПГ. 

Здесь можно вспомнить последние санкции, которые утвердил американский Сенат, по которым налагаются ограничения на все иностранные компании, работающие с российским энергетическим сектором.

Данный законопроект пока не подписан президентом США Дональдом Трампом, но уже вызвал активную критику со стороны политического руководства Франции, Австрии и Германии, причем министр иностранных дел Зигмар Габриэль, который до ухода Франца-Вальтера Штайнмайера на пост президента ФРГ руководил энергетическим сектором этой страны, заявил, что эти новые санкции являются способом пролоббировать в Евросоюзе американский СПГ.

«Позиция руководства Германии заключается в поддержке этих энергетических проектов, но публично действия Польши оно не комментирует. Пока Варшава пытается торпедировать «Северный поток-2», немецкое государство и немецкие компании продолжают сотрудничество с Россией и не собираются из-за этого его останавливать», - заключает Белов.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 21.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики