Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > От Китая до Австралии. Кто оплатит «Северный поток-2» в случае санкций

От Китая до Австралии. Кто оплатит «Северный поток-2» в случае санкций

«Газпром» готовится подстраховаться на случай, если финансирование газопровода «Северный поток-2» со стороны европейских партнеров прервется. Для этого оператор проекта Nord Stream AG провел предварительные консультации с китайскими банками, пишут «Ведомости». По данным издания, обсуждалась возможность привлечения долгосрочного финансирования для реализации проекта.

Стоимость строительства второй части «Северного потока» из России в Германию по дну Балтийского моря оценивается в 9,5 млрд евро. «Газпром» предоставил гарантии на всю сумму и является единственным акционером Nord Stream AG. Предполагалось, что доли в проекте получат пять западных компаний, однако весной договорились, что они предоставят финансирование в виде долгосрочных кредитов на 4,75 млрд евро. В середине июня «Газпром» заявил, что 1 млрд евро из этой суммы уже перечислен.

Параллельно стало известно, что США разрабатывают дополнительные санкции в отношении РФ, предполагающие запрет инвестировать в российские экспортные газопроводы более 1 млн долларов единовременно или свыше 5 млн долларов в течение года. Пока законопроект лишь обсуждается, и администрация президента Дональда Трампа не готова принимать его в нынешнем виде.

РИСКИ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ

«Газпром» оценивает возможность неисполнения европейскими партнерами обязательств, как незначительную. В среду зампредправления компании Андрей Круглов заявил, что «Газпром» не корректирует сроки реализации и варианты привлечения финансирования для «Северного потока-2» из-за санкций США. Однако, по словам замдиректора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, вероятность того, что санкции будут приняты, велика. «Количества голосов, одобривших законопроект в Сенате, хватит на то, чтобы обойти вето Трампа», — пояснил он.

С другой стороны, пока нет информации о том, распространятся ли санкции на все европейские компании или только на те, которые имеют определенную долю бизнеса в США. Возможно, наказание коснется лишь тех, чей бизнес в Штатах значителен. Кроме того, неизвестны сроки вступления в силу закона, а до этого момента он не считается нарушенным. Поэтому европейские партнеры «Газпрома» могут поторопиться и экстренно выделить дополнительные суммы, считает эксперт.

Но если этого не произойдет, то порядка 3,5 млрд евро компания будет вынуждена искать на стороне. Здесь китайские банки — далеко не единственный возможный вариант. «Конечно, „Северный поток“ может быть для них интересен, поскольку участие даст им определенное влияние на европейский рынок газа. Но пока неясно, насколько европейцы готовы их пустить, а также сама привлекательность „Северного потока“ для китайских инвесторов. Есть масса более выгодных проектов. Китайская сторона может выступить скорее как кредитор, причем ставки будут близки к рыночным. Однако, принимая во внимание риски остановки или неполной загрузки проекта, которые остаются существенными, велика вероятность затягивания предоставления займа, что невыгодно „Газпрому“, ориентированному на запуск уже в 2019 году», — рассуждает Танурков.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ

В данной ситуации расчет на китайские кредиты — не самый верный, полагает он. Вместо этого «Газпрому» имеет смысл рассмотреть в качестве подстраховки другие источники финансирования, например, внешние займы. При желании компания может построить «Северный поток-2» и самостоятельно, невзирая на значительный объем инвестпрограммы. При содействии со стороны государства, например, освобождении от выплаты дивидендов, это может быть вполне реально. Для понимания — дивиденды «Газпрома» за прошлый год составили порядка 3 млрд долларов, что составляет большую часть ожидаемой от европейских партнеров суммы.

Замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач напоминает, что сейчас идут переговоры о формировании пула банков, которые могли бы участвовать в финансировании проекта в целом и предоставить порядка 70% необходимых средств, то есть, около 6,5 млрд евро. Китайские банки тоже рассматриваются, как потенциальные участники. «Возможно, у них будет меньше психологических проблем подключиться к финансированию, если санкции все-таки введут. Ведь доля бизнеса в США, который мог бы пострадать, там минимальна», — рассуждает он.

При этом эксперт отмечает, что капитал имеет тенденцию к глобальным перетокам, поэтому интерес к финансированию «Северного потока» могут выразить как европейские, так и австралийские или ближневосточные инвесторы, если у них нет риска подпасть под санкции. «Проект с точки зрения структуры финансирования вполне способен привлекать деньги на глобальном рынке, есть контракт, который гарантирует возврат средств, поэтому банковские институты готовы его рассматривать», — уверен он. Привлечение частных инвесторов пока под вопросом, поскольку подразумевает другую схему с выпуском облигаций, а она, насколько нам известно, пока не рассматривается, резюмирует он.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 22.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики