Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Россия нам мстит за Стокгольм»

«Россия нам мстит за Стокгольм»

Украине не дает покоя проект нового российского газопровода «Северный поток – 2». Киев называет это строительство местью Украине за решение в Стокгольмском арбитраже по спорам между «Газпромом» и «Нафтогазом». Российская сторона не видит связи между двумя событиями.

Как заявил президент Украины Петр Порошенко, строительство газопровода является местью России Украине. «Это чрезвычайно серьезная угроза для Украины, которую формирует Россия, цель которой никак не экономическая, не энергетическая.

Цель — лишить Украину $2 млрд, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы.

И США продемонстрировали нам полную поддержку», — цитирует Петра Порошенко портал «Корреспондент.net».

Президент Украины подчеркивает, что в Кремле недовольны решением суда Стокгольма по спору «Нафтогаза» и «Газпрома».

Судебное разбирательство между «Газпромом» и «Нафтогазом» началось в 2014 году. Причиной стали разногласия по осуществлению контрактов 2009 года на поставку и транзит газа. Российская сторона спора требует взыскать с Украины $37 млрд.

В мае Стокгольмский арбитраж вынес решение, но текст его пока не обнародован. По словам украинской стороны, в нем удовлетворены требования Киева, в частности решено пересмотреть формулу цены начиная с 2014 года и отменен запрет на реэкспорт. 

«Северный поток – 2» — вторая ветка уже действующего газопровода «Северного потока», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Труба проходит по дну Балтийского моря до побережья Германии, обеспечивая поставки российского газа в Европу, минуя проблемный украинский транзит.

Украинская сторона с самого начала выступала против проекта. Еще экс-премьер Арсений Яценюк предъявлял претензии к «Северному потоку – 2». Он отмечал, что проект лишит страну транзитного дохода на $2 млрд в год.

США выступают союзником Украины в этом вопросе. Америка планирует продавать в Европу свой сжиженный природный газ по более дорогой цене, чем Россия.

Против «Северного потока – 2» во многом нацелены новые антироссийские санкции, которые приняты недавно сенатом США, но пока не утверждены конгрессом. В законопроекте о расширении антироссийских санкций

называют российский газ «оружием принуждения и запугивания», влияющим на энергобезопасность в Европе.

При этом на прошлой неделе украинский «Нафтогаз» просил США быстрее ввести санкции против участников «Северного потока – 2». Как объяснял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, трубопровод угрожает единству Европейского союза и представляет собой опасность для Украины. Она «направлена против интересов США и против принципа солидарности Европы», цитировал его The Wall Street Journal. 

«Непростительно не использовать против него санкции», — отмечал Коболев.

По мнению Андрея Коболева, «Северный поток – 2» расширит возможности «Газпрома» для «злоупотребления своим доминирующим положением на газовом рынке Европы».

Между тем сами европейцы крайне возмущены законопроектом об антироссийских санкциях. В частности, Европейская комиссия призвала США впредь сначала согласовывать с партнерами подобные действия, а некоторые еврочиновники открыто обвинили США во вмешательстве в свои внутренние вопросы и желании занять европейский рынок. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн заявили, что введением новых санкций США пытаются надавить на европейские компании и преследуют свои экономические интересы.

«С вызывающей удивление откровенностью в одобренном США законопроекте сказано о цели его принятия: речь идет о продаже американского сжиженного газа и вытеснении российских поставщиков природного газа с европейского рынка. Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов», — пишут они в совместном письме. При этом в совместном заявлении также отмечается, что угрозы штрафами со стороны США компаниям, которые участвуют в проекте «Северный поток – 2», привносят «очень негативные качества в европейско-американские отношения». 

Финансовое участие в проекте «Северный поток – 2» принимают пять европейских компаний: французская Engie, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и германские Uniper и Wintershall. В частности, ранее стало известно, что они предоставят €4,75 млрд на реализацию проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. В целом западные партнеры «Газпрома» должны обеспечить 50% финансирования проекта.

При этом санкции США вряд ли окажут сильное влияние на осуществление проекта, комментировали эксперты ранее «Газете.Ru».

«Решение об участии европейских компаний в проекте было подписано до введения санкций, и уже пришел первый платеж в компанию, являющуюся оператором проекта «Северный поток – 2». Закон обратной силы не имеет, и применить санкции на стартовавший уже проект нельзя», — отмечал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Между тем в «Газпроме» не понимают, как можно связывать разбирательство в Стокгольме и осуществление проекта «Северный поток – 2». «Это два разных события, произошедших в разное время. Проект «Северный поток – 2» мы начали задолго до решения Стокгольмского арбитража, поэтому комментировать тут нечего. Проблемы с осуществлением проекта есть, их масса, однако мы с ними боремся», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.

Источник: Газета.Ru, 26.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики