Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина загнала себя в газовый «замкнутый круг»

Украина загнала себя в газовый «замкнутый круг»

Заявления Петра Порошенко о мести России Украине «Северным потоком-2» за решение Стокгольмского арбитража якобы в пользу «Нафтогаза» в споре с «Газпромом» не выдерживают никакой критики. Об этом ФБА "Экономика сегодня«рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

«Проект газопровода „Северный поток-2“ появился намного раньше разбирательств „Газпрома“ с „Нафтогазом“ в международных инстанциях, а окончательное решение Стокгольмский арбитраж по ним не вынес до сих пор. Резкими заявлениями Порошенко пытается подтолкнуть Евросоюз к отмене проекта трубопровода, однако случится такое едва ли — „Северный поток-2“ весьма выгоден не только Украине, но и Европе.

Начать хотя бы с того, что без цены транзита по новому газопроводу страны ЕС будут получать российский газ значительно дешевле. В зависимости от отдаленности от границ РФ цена будет разной, но даже минимальная экономия составит 15%. Кроме того, получатели газа в ЕС сами смогут быть транзитерами и зарабатывать на российском топливе, что для Германии и Австрии очень важно», — отмечает эксперт.

Сегодня президент Украины Петр Порошенко заявил, что Москва строит газопровод «Северный поток-2», чтобы отомстить Киеву в том числе за решение Стокгольмского арбитража, якобы решившего спор в пользу «Нафтогаза». По его словам, проект газопровода не преследует экономические или энергетические цели — Россия в первую очередь хочет лишить Украину двух миллиардов долларов, которая та получает за транзит газа. Трубопровод глава государства назвал «очень большой угрозой для Украины».

«Киев неоднократно показывал себя очень ненадежным партнером, и продолжает это делать. На пустом месте выдуманы претензии к „Газпрому“, арестованы его активы и дивиденды. На уровне государственных доктрин прописывается, что Украина минимизирует отношения с РФ. И тут начинается политика двойных стандартов: Киев принципиально не хочет покупать у России газ, зато угроза доходам с его транзита вызывает панику», — подчеркивает специалист.

Модернизацию украинской «трубы» Европа не оплатит

Стокгольмский арбитраж разбирает спор между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» с июня 2014 года. Предметом исков являются контракты на поставку газа из России и на его транзит через Украину от 2009 года. Промежуточное решение, вынесенное инстанцией в конце мая, Киев поспешил прокомментировать: суд якобы удовлетворил основные требования Украины, отменив условие «бери или плати» (take or pay) и запрет на реэкспорт. 

Текст промежуточного решения не обнародовали. В «Газпроме» заявили, что об отмене условия «Бери или плати» речи не идет. Это контрактное правило означает, что покупатель обязуется в любом случае оплатить определенную часть поставок, независимо от фактических закупок. В рамках иска сумма претензий российской компании к украинскому оператору переваливает за 37 миллиардов долларов.

«Украинская газотранспортная система строилась в 1970-80 годы и к сегодняшнему дню нуждается в серьезной модернизации. Еще в бытность президентом страны Леонида Кучмы объявлялось: износ газового хозяйства превышает 50%. Но страна так и не бралась за серьезную модернизацию системы.

Такое положение вещей представляет серьезную угрозу для европейских покупателей — в любой момент поставки могут прерваться из-за аварий, причем серьезных. Модернизация стоит миллиарды долларов, цена вполне сопоставима со стоимостью того же Северного потока-2». Еще со времен Виктора Януковича Киев ищет инвесторов в свое газовое хозяйство. Безрезультатно.

Понятно, что Россия вкладывать деньги в обновление украинской «трубы» не будет. Европе тоже не нужны такие вложения в чужое государство. Все понимают: после того, как в конце 2019 года закончатся договоренности по транзиту с РФ, Киев будет настаивать на их пересмотре. В новую цену заложат и стоимость модернизации, и «аппетиты» Киева. Платить за все это придется Европе, которая уже выбрала альтернативу — «Северный поток-2».

Интересно, что Украина сама отказывается от модернизации газотранспортной системы — соответствующие дорогостоящие проекты не раз предлагались. Но чтобы они окупились, нужны гарантии огромных объемов прокачки российского газа, а Украина рвет все связи с РФ. Россия и Европа не будут пользоваться старой изношенной ГТС — нужна модернизация. Украина, таким образом, сама себя загнала в замкнутый круг, выхода из которого уже нет", — заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут
 
Источник: Экономика сегодня, 26.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики