Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставка на нефтехимию: где «Роснефть» будет развивать новое стратегическое направление

Ставка на нефтехимию: где «Роснефть» будет развивать новое стратегическое направление

От реализации новой стратегии «Роснефти» Игорь Сечин ждет роста капитализации на 25-30%. Но у всех государств высокие амбиции, а на внутреннем рынке для всех не хватит места 

Национальный нефтечемпион — «Роснефть» — анонсировал ключевые тезисы новой стратегии до 2022 года. Сначала подробности разрабатываемого документа были озвучены 20 июня главой компании Игорем Сечиным в ходе рабочего приема у Владимира Путина. После, 22 июня, эти же основные положения были представлены широкой общественности на Годовом общем собрании акционеров в Сочи. И уже 27 числа — в развернутой статье Игоря Сечина на портале издания «Известия».

Нового в среднесрочном сценарии «Роснефти» заявлено много — это переход на холдинговую модель управления, акцент на умные технологии и цифровизацию, а также заметно повышенное внимание к газовому сегменту и перспективности развития нефтегазохимической компоненты, которая сегодня, пожалуй, представляет наибольший интерес для анализа.

Дело в том, что нефтегазохимический сегмент заявлен «Роснефтью» как стратегическое направление и цель компании — довести ее долю в общем объеме нефтеперерабатывающих мощностей группы до 20%.

В структуре управления центрального аппарата «Роснефти» уже сформирован департамент нефтегазохимии. Его возглавил бывший руководитель крупной нефтегазохимической компании «Самаранефтеоргсинтез» (САНОРС) Игорь Соглаев.

Игорь Сечин в развитии нефтехимии видит «огромный задел для получения дополнительной доходности». По его прогнозам, мировой спрос на нефтехимическую продукцию будет расти быстрее, чем рост ВВП и потребление нефтепродуктов. И это обстоятельство создает дополнительные перспективы для этого направления нашего бизнеса. 

На самом деле, все это так. Но важно учесть и глобальную среду — в мире есть группа «старых» лидеров индустрии — США, Япония, ряд стран ЕС, и также уже образован пул «новых» игроков — в числе которых Китай, Индия, Иран, Саудовская Аравия, Южная Корея и Сингапур.

Очевидно, что палитра конкурентов внушительна, и у всех государств здесь высокие амбиции, в основном со ставками на нелинейный рост собственных нефтегазоперерабатывающих мощностей как раз на ближайшую пятилетку. И вопрос — как занять нишу, открытый — всем не хватит места даже в условиях бурного роста спроса на продукцию глубокого передела. Как итог — затоваривание, которое способно подорвать ценовую конъюнктуру. Вот тогда окупаемость капиталоемких проектов окажется под вопросом. Поэтому «Роснефти» сегодня предпочтительней рассматривать международные альянсы, особенно с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона по схеме: в обмен на поставки сырья допуск к их страновым рынкам сбыта продуктов нефтехимии. Так можно разделить риски.

Принимая во внимание неуемную страсть «Роснефти» к росту, предпосылок к консолидации вполне можно ожидать и на внутреннем рынке. Скажем, теперь в периметр первичных интересов нефтеконцерна попадает «Сибур» — крупнейшая в России интегрированная газоперерабатывающая и нефтехимическая компания. В поглощении же кроется завидная синергия. Правда, здесь возможны затруднения, если учесть непростой состав акционеров холдинга — они попросту могут не захотеть продавать перспективный актив.

В целом от реализации новой стратегии «Роснефти» Игорь Сечин ждет роста капитализации на 25-30%. Но это довольно скромные рубежи для пятилетки, так как с рублевых пиков января 2016 года акции эмитента на Московской бирже подешевели к середине июня почти на четверть. Так что новый среднесрочный сценарий развития «Роснефти» с точки зрения акционеров и потенциальных инвесторов не выглядит достаточно амбициозным. 

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 28.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики