Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» скрывает дату начала разработки Ковыкты

«Газпром» скрывает дату начала разработки Ковыкты

Концерн перестал указывать, когда запустит месторождение для «Силы Сибири»

Срок ввода в эксплуатацию Ковыктинского месторождения в очередной раз может измениться, следует из материалов «Газпрома», – и это не точная дата: промышленная разработка начнется после выхода на максимальную добычу Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения, сказано в справочнике «Газпром в цифрах – 2016».

Дополнительно запутывает ситуацию то, что сроки запуска и выхода на максимальную добычу Чаяндинского месторождения в справочнике также не указаны. Написано, правда, что на проектную мощность Чаяндинское месторождение выйдет в соответствии с контрактом на поставку газа в Китай.

Контракт с китайской CNPC, о котором речь, предусматривает поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа ежегодно в течение 30 лет. Документ был подписан в мае 2014 г., а вступил в силу только в мае 2015 г. Временное окно, когда «Газпром» должен начать поставки, – с мая 2019 г. по май 2021 г.

В презентации, представленной «Газпромом» ко дню инвестора в 2016 г., сроки запуска новых добычных проектов, завязанных на «Силу Сибири», – Чаяндинского и Ковыктинского – определялись как 2018 и 2022 гг. соответственно и считались подтвержденными. Об изменениях в условиях контракта с CNPC с тех пор не сообщалось.

Изменение срока ввода в эксплуатацию Ковыктинского месторождения может произойти уже в пятый раз. В 2006 г. добыча на Ковыкте должна была уже составлять 9 млрд куб. м в год – в соответствии с лицензией, выданной компании «Русиа петролеум». Добыто было на два порядка меньше – 33,8 млн куб. м. В 2006 г. «Газпром» стал монопольным экспортером газа и в марте 2011 г. приобрел актив – и тогда же пообещал, что добыча на месторождении начнется в 2017 г. Спустя еще два года компания внесла корректировку в план освоения Ковыкты: теперь в нем значился 2024 год. А согласно заявлениям «Газпрома» в 2016 г., добыча газа на Ковыктинском месторождении должна была начаться в 2022 г.

Похожая история происходила с утвержденным графиком запуска добычи на Чаяндинском месторождении. Лицензия на него была получена «Газпромом» еще в 2008 г., начало добычи заявлено на 2014 /г. Но Чаяндинское месторождение так же сдвигалось все дальше в будущее – сначала на 2016 г., потом на 2017 г. и, наконец, на 2018 г. До тех пор пока в прошлом году «Газпром» не перестал в принципе указывать сроки в официальных заявлениях.

Нежелание раскрывать новые сроки ввода в эксплуатацию двух огромных месторождений, входящих в ресурсную базу трубопровода «Сила Сибири», директор отдела корпораций Fitch Ratings Дмитрий Маринченко связывает с намерением «Газпрома» оптимизировать программу капитальных вложений и сбалансировать денежные потоки в условиях неопределенных цен на газ и роста налоговой нагрузки. Максимальное отдаление срока начала исполнения контракта на поставку газа в Китай может напрямую этому способствовать, высказывает предположение эксперт.

«Обязательства перед CNPC есть, но они довольно гибкие, окно начала поставок – два года. Публичной информации о контракте и о том, как он структурирован, очень мало», – сетует Маринченко.

Неизвестно, к какому сроку поставки должны достичь 38 млрд куб. м и допускаются ли поставки в меньшем объеме, если это вызвано сложностями геологического характера при освоении месторождений.

Но одного Чаяндинского месторождения, скорее всего, будет недостаточно, чтобы разогнаться до 38 млрд куб. м, говорит аналитик Fitch.

Кроме того, ориентируясь на более позднее начало добычи, «Газпром» страхует себя, понимая, что разработка месторождений может занять больше времени – в силу тех самых сложностей геологического строения, считает Маринченко. На сайте «Газпрома» указано, что Чаяндинское месторождение имеет сложное геологическое строение и особые термобарические пластовые условия, для его освоения «Газпрому» придется применять самые передовые технические достижения. «Иными словами, нужно бурить больше скважин. Применять редко использовавшиеся раньше «Газпромом» технологии. Это может усложнить темпы выхода на максимум добычи и привести к удорожанию проекта», – говорит Маринченко.

Согласно документам «Газпрома», изменение срока ввода в промышленную эксплуатацию касается не только Чаяндинского и Ковыктинского, но и большей части прочих газовых месторождений. В среднем даты начала добычи на них перенесены на один-два года, а выхода на максимум добычи – на срок от двух до трех лет. Маринченко объясняет это стечением сразу нескольких факторов: «Газпром» позволил себе снизить добычу газа с 488 млрд куб. м в 2012 г. до 420 млрд в 2015 г. и пока поддерживает ее. Это указывает скорее на избыток добывающих мощностей, чем на их недостаток.

В то же время компания уже несколько лет теряет свою долю на внутреннем рынке под давлением независимых поставщиков. Экспортные продажи в 2016 г. дошли до рекордного значения в 189 млрд куб. м, но и существенного роста здесь ожидать пока не стоит, полагает Маринченко. Вкупе с невысокой ценой на газ, значительно возросшей на компанию налоговой нагрузкой и идущим параллельно строительством «Северного потока – 2» и «Турецкого потока» перенос сроков освоения Ковыктинского и Чаяндинского месторождений объясним желанием «Газпрома» оставить себе свободу для маневра, заключает Маринченко.

В Западной Сибири у «Газпрома» профицит добычных мощностей, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач: «Компания развивала ресурсную базу под экспортные контракты и рост спроса на газ на внутреннем рынке после реформы РАО ЕЭС». Роста не было, а значительная часть промышленных потребителей отошла независимым производителям. Нет определенности и с экспортом газа в Европу, полагает Гривач: политика может вмешаться в продление контрактов и заключение новых. «Газпром», вероятно, не видит смысла форсировать новые добычные проекты и инвестировать в них опережающими темпами», – заключает Гривач.

Автор: Артур Топорков

Источник: Ведомости, 28.06.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики