Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Силу Сибири» откроют для всех

«Силу Сибири» откроют для всех

Минэнерго и ФАС хотят разрешить доступ в трубу независимым производителям газа, но продавать его можно будет только в России

Недискриминационные правила доступа должны распространяться на газопровод «Сила Сибири» после его ввода в эксплуатацию, заявил во вторник начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин (его слова приводит «Интерфакс»). Позиция «Газпрома» в том, что «Сила Сибири» не относится к единой газовой системе и на нее эти правила не распространяются, но судебные решения по газотранспортной системе проекта «Сахалин-2» говорят об обратном, подчеркнул он.

Речь идет о поставках на внутренний рынок, уточнил «Ведомостям» представитель ФАС. Законодательством действительно предусмотрено обязательство естественных монополий предоставления недискриминационного доступа на товарные рынки, говорит представитель Минэнерго, но это относится только к газотранспортным системам, входящим в единую систему газоснабжения (ЕСГ). Сейчас ФАС, Минэнерго и другие ведомства рассматривают проект постановления, которое распространит этот порядок на системы, не входящие в ЕСГ, отмечает он. В любом случае недискриминационный доступ может быть предоставлен только к свободным мощностям трубопроводных систем, подчеркивает представитель Минэнерго.

«Газпром» в мае 2014 г. подписал договор с китайской CNPC на поставку по газопроводу «Сила Сибири» в Китай 38 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. В сентябре 2014 г. «Газпром» начал строить первый участок газопровода – от Чаяндинского месторождения в Якутии до границы с Китаем – протяженностью около 2200 км. На втором этапе будет построен участок от Ковыктинского месторождения в Иркутской области до Чаяндинского (около 800 км), завершающим станет расширение первого участка. Стоимость строительства газопровода из-за укрепления рубля может снизиться с $55 млрд до $44,3 млрд, отмечали летом 2016 г. аналитики Газпромбанка.

Первая победа

«Роснефть» на юге Сахалина собиралась строить завод «Дальневосточный СПГ», где уже есть СПГ-завод Sakhalin Energy (подконтрольна «Газпрому»). «Роснефть» через суд пыталась получить доступ к газопроводу «Сахалин-2» и получила право подключить до 8 млрд куб. м газа в год. «Газпром» пытается обжаловать это решение.

В начале 2015 г. Минэнерго в своей презентации отмечало, что «Роснефть» и другие независимые производители газа смогут получить доступ к газотранспортной системе «Силы Сибири» в 2020–2025 гг., после завершения работ на первом участке. Ведомство тогда подчеркивало, что газ независимых поставщиков будет поставляться только на внутренний рынок. При этом «Роснефть» добивается возможности экспортировать газ по «Силе Сибири» – готова поставлять в Китай 16 млрд куб. м газа ежегодно.

Минэнерго по-прежнему выступает за сохранение единого экспортного трубопроводного канала, сказал «Ведомостям» представитель ведомства. Представители «Газпрома» и «Роснефти» не ответили на запросы.

Мощность газопроводов формируется на далекую перспективу, поэтому возможности для поставок газа независимыми производителями на внутренний рынок будут, говорит замдиректора Фонда национальной безопасности Алексей Гривач. Но есть ли потребность в этих поставках в регионах – не очень понятно, отмечает он.

Потребителей можно найти, уверен директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, но «Сила Сибири» – магистральный газопровод. Чтобы добраться до потребителей, «Роснефти» придется строить газораспределительную инфраструктуру, говорит он. Вряд ли компания будет заинтересована в этих тратах.

Доступ к «Силе Сибири» нужен «Роснефти» для того, чтобы в перспективе получить доступ к экспортным поставкам, соглашаются Гривач и Пикин. Но такое решение противоречит интересам государства, так как приведет к конкуренции российских поставщиков на благо монопольного покупателя, считает Гривач

Автор: Иван Песчинский

Источник: Ведомости, 24.05.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики