Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Три компании или одна: главный российский вопрос по «Силе Сибири»

Три компании или одна: главный российский вопрос по «Силе Сибири»

Председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер заявил, что его структура и китайская компания CNPC в ближайшие дни могут подписать специальный документ о точных сроках начала поставок природного газа по строящемуся газопроводу «Сила Сибири».

У «Газпрома» существует временной лаг в два года

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в первоначальном контракте по этому проекту была предусмотрена вилка, что поставки газа в Китай начнутся с 2019 по 2021 годы.

«Это было сделано для того, чтобы без проблем совместить контрактные обязательства с темпами строительства такой сложной системы. И на сегодня не стоит ожидать, что «Газпром» в качестве даты начала поставок газа укажет в этом соглашении 2019 год – скорее всего, учитывая некоторые трудности, сроки этого проекта будут несколько сдвинуты», - констатирует Митрахович.

Напомним, что «Газпром» и CNPC в мае 2014 года подписали договор по строительству «Силы Сибири» и последующим поставкам природного газа в Китай сроком на 30 лет и ежегодным объемом в 30 млрд кубометров. При этом, на текущий момент уже построено порядка 800 км магистральных путей, а сами эти строительные работы идут очень хорошими темпами.

«Кроме того, этот вопрос зависит не только от темпов строительства трубы, но и от потребления газа в Китае – в Пекине постоянно идут пересчеты этих планов, и от этого зависят конкретные даты, когда энергоресурсы пойдут в Поднебесную по «Силе Сибири», - заключает Митрахович.

Здесь, как считает Станислав Павлович, нет ничего страшного, поэтому скептические реплики по поводу переносов срока начала работ по «Силе Сибири» не имеют практического смысла.

Старт «Силы Сибири» зависит от готовности месторождений

«Также не нужно забывать про то, что этот вопрос увязан с газификацией российских регионов Дальнего Востока – там у «Газпрома» есть свои серьезные планы, которые входят в противоречие с намерениями независимых российских компаний, которые хотят получить доступ к «Силе Сибири» и также поставлять природный газ в Китай», - резюмирует Митрахович.

Это в первую очередь «Роснефть» и НОВАТЭК, поэтому, возможно, сроки начала работ по этому газопроводу будут увязаны с проектами не только «Газпрома», но и других компаний.

«Ведь проходила же информация, что «Газпром» пока не определился со сроками запуска ряда своих месторождений, из которых газ пойдет по «Силе Сибири» в Китай. Поэтому в контексте этого соглашения «Газпрома» и CNPC будет улажено много моментов, которые напрямую не касаются сроков окончания работ по самому газопроводу», - заключает Митрахович.

В целом, время еще есть, поэтому, как считает эксперт, сроков, которые были указаны в рамках базового контракта по «Силе Сибири», российской стороне должно хватить с лихвой.

Россия может покрыть по газу любые запросы китайской стороны

Примечательно, что Миллер также сделал заявление, согласно которому общий объем добытого «Газпромом» газа в 2017 году возрастет до 450 млрд кубометров, и это на 30 млрд кубометров выше тех показателей, которые российская компания достигла в прошлом году.

«Общие объемы добычи «Газпромом» газа зависят от того, сколько потребители смогут покупать – при желании российская компания может превзойти и эти цифры, причем эта логика касается и структуры «Силы Сибири», где есть одно новое месторождение, а также серьезные старые запасы. Все это говорит о том, что покрытие законтрактованных китайцами объемов не является серьезной проблемой для российской стороны», - констатирует Митрахович.

Впрочем, если что – существуют мощности «Роснефти» и НОВАТЭКа, которые имеют возможности для того, чтобы увеличить свою добычу и направить этот газ в Китай.

«Здесь все зависит только от экспортных возможностей «Роснефти» и НОВАТЭКа, т.е. дадут или нет этим компаниям доступ к структуре «Силы Сибири», - резюмирует Митрахович.

К «Силе Сибири» могут подключить независимых поставщиков

При этом, «Газпром» выступает против доступа независимых российских поставщиков к «Силе Сибири» по причине того, что это может дестабилизировать продажу газа в Китай.

«Этот вопрос сейчас как раз и решается, причем не только в Министерстве энергетики, но и на самом высшем уровне – в Кремле. Дело в том, что этот вопрос имеет даже не экономическое значение, а политическое, поскольку это может нарушить монополию «Газпрома» и привести к внутренней конкуренции в рамках внешней торговли», - заключает Митрахович.

Все эти аспекты обговариваются, причем здесь существуют аргументы, как «за», так и «против» допуска других российских газовых компаний на внешний рынок.

«Естественно, положительное решение этот вопроса даст стимул этим российским компаниям усилить свою работу, но с другой стороны, если китайцы будут иметь возможность получать из России газ, как от «Газпрома», так и от «Роснефти» с НОВАТЭКом, то это может дать им очень серьезные аргументы требовать снижения экспортной цены», - констатирует Митрахович.

И это объективная логика – чем больше выбора поставщиков здесь будет у китайцев, тем больше у них будет аргументов добиться какого-то демпинга в цене на российский газ.

«Таким образом, это дискуссионный вопрос – нужно ли вообще давать российским компаниям возможность конкурировать на одной экспортной площадке», - резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский
 
Источник: Экономика сегодня, 30.06.2017

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики